В Московском театре Новая опера - премьера, рождественская сказка-опера композитора Алексея Шелыгина «Продавец игрушек». Спектакль открывает веселая яркая Коломбина (она же балерина-светофор), в белой торчащей пачке, красном лифе с нарисованным на груди скрипичным ключом и шляпкой-барабаном на голове. Изящным, шутливым танцем-дивертисментом, местами переходящим в пантомиму, она собирает аплодисменты и улыбки у публики. А в зале – на вечернем спектакле, - и дети, и взрослые.

 

Все они теперь  готовы увидеть что-то необыкновенное, впечатляющее и яркое. И балерина не обманет их ожидание. Занавес открывается… и, о чудо! Глаза разбегаются, волшебство и буйство красок, необычных костюмов. Парижский магазин игрушек,  28  персонажей - артистов хора, и каждый в своем индивидуальном образе игрушки. Кого здесь только нет: куклы всех цветов, оловянные солдатики, их предводитель Наполеон, снеговик-почтовик, робот-сладкоежка, осьминожка и заяц… Всех хочется рассмотреть, всё запомнить, ничего не упустить. Но волноваться не стоит, все эти персонажи не сойдут со сцены целых два отделения и будут петь вместе с главными героями спектакля. Кстати, хору в опере отведена  большая роль. Это не только вереница неповторимых сценических образов, которые  украшают спектакль и будят детское воображение. Хор еще помогает зрителям вслушиваться в арии солистов, подчеркивает реплики героев, повторяет их или предвосхищает события. Почти что в традициях колыбели театрального искусства – Древней Греции. Это не единственная отсылка в опере к какому-то определенному историческому стилю. Здесь будет еще и стиль венской классики, и романтиков, и даже ХХ век. Полнейшая эклектика и все во власти поворотов сюжета. А темы так мелодичны, что, кажется,  публика начнет распевать их на улице, сразу же как только выйдет из театра. Автор оперы, композитор Алексей Шелыгин, известен широкой публике по многочисленным работам в кино и на телевидении, меломаны знают его так же как автора серьезных симфонических произведений. А вот в оперном формате это его первая, и очень удачная работа. Музыка здесь удивительно красива и имеет множество смысловых пластов. Ей сопереживаешь. «Моя опера находится в постоянном диалоге - с оперой трех последних столетий, а иногда – даже и с эпохой Барокко, - считает композитор. - Для меня так же крайне важно, чтобы и вокалисты пели эту оперу с удовольствием». В спектакле  целых четыре состава исполнителей главных партий, и для каждого солиста композитор придумал свой индивидуальный, только для него удобный нотный ход.

 

Дирижер Александр Жиленков: «Речь идет о деталях – где-то добавлен мелодический ход, где-то, наоборот, опущен. К примеру, партия Хозяина магазина написана для достаточно низкого баса, но ведь каждый голос индивидуален. В опере эту партию исполняют три солиста, и у каждого есть свои изменения в нотах. Композитор очень грамотно подошел в плане дальнейшей исполнительской перспективы. Это потрясающе и дает поле для творчества, как солистам, так и мне, дирижеру». Логично, что музыка отражает и человеческие взаимоотношения. Лиричны арии Мари, влюбленной в главного героя, (великолепный голос в первом составе Анны Синициной), какого эмоционального драматизма достигает артистка, когда  упрекает любимого в неверности. Целеустремленна и напориста в первом акте партия Николя (в первом составе Антон Бочкарев) - больше всего в жизни он желает постичь секрет волшебного стекла, хотя потом изменяет не только своей невесте, но и своей мечте. Характерна роль  коварного Франсуа (в первом составе бас Дмитрий Орлов). Трагического накала  полна партия Валерки, вызывающего на дуэль главного героя (в первом составе Александр Попов). У этого же персонажа есть еще очень красивая ария, смысл которой в том, что же это такое – настоящая человеческая любовь. «Безумно интересна мадам Берсен,  – считает Александр Жиленков. – У неё очень выигрышная партия, и что удивительно, она подходит и для сопрано и для меццо-сопрано. У нас эту роль поют четыре исполнительницы, и все её исполняют абсолютно по-разному». В первом составе зрители услышали в этой роли Екатерину Кичигину. Сюжет оперы с некоторыми изменениями почти соответствует одноименному роману Виктора Добросоцкого, по нему уже снят фильм, поставлен мюзикл, а вот теперь и опера. Виктор Добросоцкий: «Очень хочется, чтобы опера «Продавец игрушек» оставила в душе каждого тепло и улыбку из такого близкого и такого далекого детства и подарила частичку сокровища – человеческого счастья». В финале волшебное стекло найдено и начинает работать, из него льется свет, который преображает всех героев, делает всех хорошими и добрыми, и они опять любят друг друга. И от сострадания человека к бездушным игрушкам, рождается свет. В конце истории те, кто не смог достичь счастья своими усилиями, остаются счастливыми игрушками, а те, кто совершил подвиги во имя любви, становятся настоящими людьми. Такая вот притча для взрослых, а для детей - поучительная сказка.

Елена Белякова, фото Даниил Кочетков

Яндекс.Метрика