В Государственном Кремлевском дворце прошла громкая премьера - балет "Дракула" в постановке Алексея Голубева и Ивана Васильева (композитор Андрей Тимонин). Первые зрители увидели новое сценическое воплощение самого известного в мире вампира. Спектакль создавался по мотивам готического романа ирландского писателя Брэма Стокера, но в целом буквального следования первоисточнику нет. Даже в основном - в трактовке образа главного героя. Как известно, прототипом стокеровского Дракулы стала реальная личность – Влад III Цепеш,

 

господарь средневекового княжества Валахия (территория нынешней Румынии). Начало его правления ознаменовалось жестокой казнью бояр, которых он винил в гибели отца и брата. Особую жестокость проявлял к пленным, захваченным во время войны с турками. Один поэт пятнадцатого века охарактеризовал Влада Цепеша как "самого лютого из владык". Впрочем, многие злодеяния, приписываемые ему молвой, историки подтвердить не смогли. Но одно ясно: этот человек, явно неоднозначный, судя по хроникам его жизни, стал прототипом величайшего злодея Дракулы. Так вот в начале спектакля перед нами предстает добрый и честный граф Влад Дракула (это потом с ним и его душой произойдет самое плохое). Правитель, доблестный военачальник, собирается дать отпор армии турецких захватчиков. В преддверии схватки Влад (Иван Васильев) устраивает прощальное торжество. Появляются нарядные гости. Их развлекает шут (Алексей Кузнецов) - персонаж, который всегда отчаянно пытается донести окружающим больше, чем те способны воспринять. Все взоры прикованы к царице бала, любимой жене Кристине (Кристина Кретова).

В танце супругов, которым предстоит разлука, отражено все: их страсть, нежность, печаль. Сцена бала решена в красных тонах (алое платье Кристины, багровые всполохи на стенах замка). По сути, сигнал тревоги. Декорации и свет - то, что, помимо блистательной хореографии, делает представление незабываемым. Тут и сад, куда выходит окно супружеской спальни: он похож на иллюстрацию к поэтической восточной миниатюре. И мрачные развалины, крылатая скульптура, подернутая туманной дымкой луна. И высокие полки библиотеки, где проводит дни и ночи доктор Ван Хельсинг, умеющий побеждать нечисть (Андрей Меркурьев).

Одна из кульминаций действия - самоубийство Кристины, поверившей ложному сообщению о гибели мужа в бою. И то, как обезумевший от горя граф становится игрушкой в руках внезапно появившегося Вурдалака (Никита Еликаров). Перед нами воплощенная в балетной пластике метафора того, как человека поражает зло. Бессильно падают руки, становится ватным тело, замедленными - движения, затуманивается взгляд, меняется выражение лица. Все это можно наблюдать даже с дальних мест благодаря установленным над сценой экранам. "На долгие века ты останешься ни жив, ни мертв и вечно одержим злостью", - пророчит Вурдалак.

Второй акт переносит в конец XVIII столетия. Дракула находит на балу свою очередную жертву - красавицу Марию (Мария Виноградова), само олицетворение счастливой юности. Цепь страшных событий продолжится, пока, наконец, героиня не спасется и не убьет в себе ненависть герой. В одном из интервью заслуженный артист России, премьер Михайловского театра Иван Васильев сказал: "Это не Хэллоин-шоу, а драматический спектакль о мгновенном скачке от любви к ненависти и долгом пути обратно..." И еще: "Я решил сделать что-то смелое, радикальное на сцене. В итоге нашлось место и балету, и мюзиклу, и кинематографу". Да, на сцене не только танцуют, но и поют, читают стихи, звучит бархатный голос Рассказчика (Ладислав Бубнар) иногда комментирующего действие. Однако зрелищность и порой экстравагантность не уводят от главного. От мысли, однажды высказанной писателем Дмитрием Быковым и как нельзя лучше, представляется, подходящей в данном случае: зло может победить на короткой дистанции, но добро всегда побеждает на длинной.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе (2)

Яндекс.Метрика