Гедда Габлер» Генрика Ибсена – первая премьера в этом сезоне на Основной сцене Театра им. А.С. Пушкина. Впервые пьеса была поставлена в 1891 году в Мюнхене, где  абсолютно никакого отклика не нашла у зрителей. Но с течением времени ее стали называть одним из столпов мировой драматургии. Более того, некоторые театральные критики считают, что для актрисы сыграть Гедду, то же самое, что сыграть Гамлета для актера. С такой оценкой не согласна нынешняя исполнительница главной роли Александра Урсуляк.

 

Генеральская дочь Гедда Габлер после смерти отца выходит замуж, въезжает в купленный мужем дом и ждет ребенка. Ее муж Йорген Тесман (Алексей Воропанов) – ученый, занимающийся исследованием народных промыслов в средние века. Внешне все выглядит вполне удачно. Однако Гедда влюблена в друга и коллегу мужа Эйлерта Левборга (Александр Матросов), а роль хозяйки дома, матери ей неинтересна и кажется противной. Она страдает, мечется, манипулирует окружением и, в конечном итоге, ни в чем не найдя смысла, убивает себя.

Обречены ли люди, склонные к суициду? Вопрос непростой. - Психологи утверждают, что никто не хочет умирать. И Гедда хотела жить. Она перепробовала все, что могла, совершив череду безумных поступков. Вместе с режиссером Анатолием  Шульевым мы пытались разгадать тайну этой знаменитой пьесы Ибсена. Сыграть бунтарку Гедду  Габлер – звучит как вызов, - поделилась Александра Урсуляк. 

 

ГГедда – продукт своего времени. Эмансипация в Скандинавии еще только зарождалась. Самым главным для девушки ее круга считалось удачно выйти замуж. Вариант: высшее образование, карьерный рост, - был тогда недоступен. Что выбрала бы Гедда, живя сегодня? Неизвестно. Пойдя по проторенной дороге, она превратилась в разрушительницу. Хотя каждый человек в своей жизни должен выполнять ту роль, которую взял на себя. Как говорил Конфуций, правитель должен быть правителем, мать – матерью, жена – женой и т.д.  В этом случае есть вероятность, что будет хоть какой-то толк. А тут сам за себя говорящий бытовой штрих: на протяжении всего действия комната супругов находится в ремонте: ведра, краски, стопки книг, расшатанные скамейки. И дом вроде бы есть, а хозяйки нет. На сцене много серого цвета –  на фоне серой стены  серые одежды героинь. Все сливается. Как серые будни, которые  люди проживают, а потом им даже нечего вспомнить. Никого по-настоящему не любили и светлой памяти о себе не оставили.

- Думаю, пьеса не случайно востребована театрами до сих пор, - сказал режиссер Анатолий Шульев, - Кроме проблем своего времени, Ибсен нашел какую-то очень важную общечеловеческую болевую точку. Мы все цепляемся за жизнь, но смысл ее как-то ускользает. Без этого смысла, какой-то счастливой иллюзии, пусто и одиноко. Кто-то легко находит радость в детях, работе, путешествиях, любви, деньгах, а для Гедды, после смерти отца, жизнь – это ежедневный разрывающий изнутри конфликт. Ее выбросило на холод из отцовской теплицы, и она оказалась совершенно не готова к новой неидеальной реальности.

И все-таки по большому счету основная проблема Гедды не во времени, в котором она жила, а в ее инфантильности, которую она не смогла перерасти. Вечная девочка, не прошедшая ступеней взрослой осмысленной жизни.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика