Театр Российской Армии представил оригинальный проект: театральную реконструкцию «Победа. doc», которая подразумевает перемещение зрителей на автобусе по нескольким локациям и включение их в творческий процесс. Они читают приказы,  отвечают на вопросы полководцев. Зрители посетят Театр Российской Армии, Кабинет-музей Г.К. Жукова на Знаменке, бункер Сталина в Измайлово, «Зал Победы» Музея Вооруженных сил. Сценарий написала Яна Стародуб-Афанасьева. Закрытая премьера для военнослужащих состоится в июне.

 

Сталин делает книксен               

                       

Специально на пресс-показ в Театр Российской Армии приехал известный режиссер Владимир Бортко: - Заслуга нашей страны огромна, и важно рассказать о людях, переживших войну. Если не ворошить прошлое, то и не будет будущего. Мои родители была на фронте, поэтому это имеет отношение ко мне, моим детям, внукам… - Игорь Афанасьев, режиссер-постановщик театральной реконструкции «Победа. doc», напомнил, что с течением времени в разных поколениях накапливается слой пыли, которую необходимо расчищать, то есть отделять зерна от плевел. Нам хотелось сделать такую программу, чтобы людям было интересно побывать в театре и музеях. У нас есть ценный документ: журнал посещений Сталина от начала войны и до Победы. Некоторые историки считают, что Сталин после объявления войны сильно растерялся, впал в депрессию и поэтому почти две недели молчал. 22 июня 1941 года  действительно выступал Народный комиссар иностранных дел СССР В. М. Молотов. Однако из журнала посещений явствует, что И. В. Сталин в те дни постоянно проводил встречи с официальными лицами. - И все-таки почему не выступил отец народов? Народ его ждал как миссию.

На сцене под огромным черно-белым портретом членов правительства, военных сидит Сталин за письменным столом. Проходят воображаемые встречи генералиссимуса с премьером Черчиллем и министром Риббентропом. На самом деле были только телефонные переговоры. Как известно, перед войной Сталин разорвал отношения с союзниками. В 1939 году Молотовым и Риббентропом был подписан пакт о ненападении между СССР и Германией. Генералиссимус понимал, что война с Германией неизбежна, но рассчитывал оттянуть ее начало до 1942 года. А Гитлер оказался хитрее. Увидев слабость, техническую неподготовленность советской армии во время финской войны, он принял решение не медлить. Риббентроп приезжает к Сталину 22 июня 1941 года ( на сцене) и путано объясняет, что Германия объявила войну СССР. Кстати, он не был согласен с этим решением фюрера. На прощание они, чокаясь, пьют вино. Заканчивает аудиенцию Риббентроп традиционным возгласом: «Хай, Гитлер!». В ответ Сталин делает книксен. В зале улыбки. Смешно!.. Если бы не было так грустно… Впереди жесточайшая кровавая бойня, результатом которой стали десятки миллионов убитых, сражавшихся за Родину и мирных жителей, стариков, женщин, детей.

Доклад закончен!

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Второй объект  - Кабинет-музей Жукова, расположенный в старом здании Генерального штаба Вооруженных сил, был открыт в 1996 году к 100-летию со дня рождения полководца. Этот «Дом на Знаменке», построенный для генерала Апраскина, в 1792 году, имеет отношение к военной истории. В разное время в нем размещались кадетский корпус, Александровское военное училище, Реввоенсовет,  Народный комиссариат обороны, Министерство обороны. Кабинет просторный, приблизительно метров 80. Помимо большого, внушительного вида письменного стола, на расстоянии прямоугольный стол, за которым проходили заседания. Еще на одном столе у стены –  карта СССР. Какой-то части участников пресс-тура раздали пакеты, в которых лежали донесения с разных фронтов. Офицер по очереди называл номер пакета, и каждый вставал и зачитывал свой текст. Кажется, мое секретное донесение под № 10 носило позитивный характер. В конце, как и все, по-армейски я добавила: «Доклад  закончен!». Обстановка была волнительная из-за коротких команд офицера, не дающих расслабиться.

В этом кабинете маршал Жуков в разных должностях работал с 1941 по 1957 гг. Среди экспонатов много документов и материалов из семейных архивов, подаренных музею дочерьми полководца, родственниками, друзьями, сослуживцами. Среди них – награды, личные вещи, уникальные фотографии. На сайте Кабинета-музея Жукова есть информация о возможности его посещения. Для взрослых цена билетата составляет: от 2500 до 3500 руб.; для пенсионеров – 1500 руб. Как пишут на одном из телевизионных каналов: "No comment".

Дед Мороз тоже воюет

Третьим и для нас последним пунктом был бункер Сталина в Измайлово. После его посещения нескольких человек, которые там никогда не были, я спрашивала: "Как вы представляете себе бункер Иосифа Виссарионовича?" Никто не угадал. Каждый думал, что бункер небольшого размера. Из мебели – письменный стол, кровать, диван. В общем, во всем аскетичность. Однако, это довольно просторные апартаменты. Мы были в двух комнатах, вторая предназначена для приема гостей. Судя по всему, грузинское вино там не переводилось. В первом зале установлена маленькая сцена, и мы в сопровождении оркестра исполнили старый новый гимн России. Как ни странно, среди журналистов оказались весьма голосистые. Пели хорошо, даже дирижер отметил.

В автобусе симпатичный молодой военный (актер театра) читал нам письма детей на фронт. Вот некоторые из них, это до слез пронзительные фрагменты: «Няня-воспитательница сказала, что Дед Мороз есть, и он тоже воюет». Или: «Каждая пятерка по математике – это пуля по врагу. У меня уже много таких пуль». А затем Яна Стародуб-Афанасьева, автор театральной реконструкции, отвечая на вопросы, рассказала, что работала в школе, и однажды, приведя детей в музей, показала им хлеб, который выдавали по карточкам. Все были удивлены и спрашивали: - Разве его можно есть? - «Победа. doc» - это не пьеса, это ожившая история, в которой принимают участие все присутствующие.

От себя добавлю, что, конечно, историю знать и помнить нужно. Мой дед и отец также прошли войну от первого до последнего дня. Дед умер еще до моего рождения. А отец прожил пятьдесят лет после войны. Я хорошо помню, что он почти ничего не рассказывал о войне, как, впрочем, и большинство фронтовиков. С годами я поняла: почему? Война – это воплощенный ад на земле. От воспоминаний о ней можно сойти с ума. "В войне нет победителей, есть только проигравшие" (Чемберлен). Но, главное, вечная память о погибших воинах требует тишины. 

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика