В театре «Школа современной пьесы» - искрометная премьера «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» в постановке Иосифа Райфхельгауза. Название взято из старого еврейского анекдота.  – Как дела у Мойши? – Он умер!  - Умер-шмумер, лишь бы был здоров. - По словам Райхельгауза, еврейские анекдоты – феномен мировой культуры. Отличительная его черта – едкое и тонкое высмеивание человеческих слабостей. Жанр, придуманный народом, испытавшим на себе множество трагических событий, откровенно самоироничен.

                           

В русском языке есть слово «хохма», которое большинство понимает как юмор, что-то смешное. На самом деле в переводе с иврита оно означает «мудрость». Еврейские мудрецы (хахамим)  утверждают, что настоящий юмор евреев наполнен глубоким смыслом. И спектакль «Умер-шмумер, лишь бы был здоров» построен на 250 хохмах или анекдотах. Персонажи спектакля -  соседи, живущие где-то у моря, может быть, в Одессе. Они общаются друг с другом с балконов или во дворе. Буквально каждая их реплика, вызывая сиюминутный смех, требует паузы, чтобы подумать, иногда примерить сказанное на себя. Все персонажи от умирающего Мойши и до русского Вани интересны и неповторимы. Среди них есть легкомысленные и мудрые, опытные и хитрые мужчины и женщины разных возрастов. К слову сказать, один еврей когда-то заметил, что хитрость – это ум дураков, поскольку рано или поздно она становится очевидной. Ведь нет ничего тайного, что бы ни стало явным. Действие спектакля начинается с утра, Мойша лежит посередине двора как бы в ожидании смерти. Постепенно соседи просыпаются, со всех сторон раздаются голоса. Мойша слышит позывные радио Свобода и сразу оживляется: - Сделайте погромче новости. Интересно, кому еще хуже, чем нам. -  Из разговоров персонажей становится понятно, какие отношения в каждой семье, что кого волнует на данный момент, какие проблемы на повестке дня. На сцене идет жизнь, как она есть, со всем радостями, горестями и тревогами. Но диалоги содержат глубину, накопленную еврейским народом, начиная от праотца Авраама, жившего примерно 4000 лет назад.

     

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Прозвучал феерический анекдот о шести евреях, которые изменили мир: - Моисей сказал:  - Все оттуда, - и показал на небо, имея ввиду Всевышнего. Соломон сказал: - Все отсюда, - и указал на голову. Христос сказал: - Все отсюда, - и указал на сердце. Маркс  сказал: - все отсюда, - и указал на желудок. Фрейд сказал:  - Все отсюда, - и указал на пах. И, наконец, Эйнштейн воскликнул: - Братцы, все относительно в нашем бренном мире! - Или пикантная история: молоденькая девушка пришла к ребе перед свадьбой. - Скажите, ребе, как мне лучше в первую брачную ночь быть в рубашке или без нее?  –  В рубашке ты будешь или без нее все равно случится то, что должно случиться, - ответил он.

Мойша не умер. Умирать было некогда. Он был затянут в бесконечный водоворот жизни. Жизнь сильнее смерти. Главное, она продолжается, не смотря ни на что. Даже когда, может быть, и жить не хочется. «Умер-шмумер, лишь бы был здоров…», - звучит как рефрен в этой пьесе. Бесспорно, что еврейский юмор – один из самых уникальных в мире. На протяжении многих веков он помогал евреям выживать в многочисленных трагических ситуациях. C 66 г. н.э. они не имели своего государства. Но они сохранили себя, в том числе, благодаря анекдотам, в которых заключены остроумные ответы на житейские вопросы..

Все актеры органично вписаны в свои роли. А у нас, сидящих в зале, было ощущение причастности к происходящему. Словно сцены нет. И мы живем вместе с Мойшей, Софочкой, Бертой Соломоновной и другими в одном доме. В спектакле участвовали: Елена Санаева, Владимир Шульга, Вадим Колганов, Олег Царев, Ольга Гусилетова, Татьяна Циренина, Джульетта Геринг, Иван Мамонов, Александр Овчинников, Кирилл Снегирев, Александр Цой, Даниэлла Селицка, Анастасия Спектр, а также Клезмер-оркестр, состоящий из аккордеона, кларнета и скрипки.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото Всеволод Дмитриев

Яндекс.Метрика