9 сентября исполнилось 27 лет со дня убийства апостола советской интеллигенции о. Александра Меня. В приходе  храма свв. бессребреников Космы и Дамиана в Шубине состоялась конференция памяти протоиерея Александра Меня «Христианская вера и культура».  – Мы живем во времена, когда много плохого, но и много хорошего, - так начал свое выступление настоятель храма протоиерей Александр Борисов. – Для меня хорошим является то, что есть этот храм, есть книги Александра Меня, Антония Сурожского, Алексея Уминского.

Нужно  смотреть на то, что хорошо. Я прослужил 27 лет в церкви при советской власти. В те годы священнослужители не могли работать с детьми, молодежью, посещать тюрьмы  и нередко больницы. У меня отношение к государству, как к солнцу. Когда приближаешься к нему слишком близко, то становится чересчур жарко, когда слишком удаляешься, то – холодно. Нужно помнить о дистанции. Сегодня некоторые  деятели культуры негативно пишут о церкви, делая  самые разные ошибки. Они почему-то не видят красоты евангельского текста. Мне кажется, что  сегодня очень важен диалог. Мы, христиане, должны помнить, что тело подвержено распаду, а дух принадлежит вечности. Мы убеждены, что борьба добра и зла происходит внутри человека. И вера – душа культуры. В противном случае, когда народ отказывается от Бога, на его месте оказывается идол. Последние 3-4 года жизни о. Александр Мень на своих публичных выступлениях произносил замечательные проповеди о примирении.

 

Однажды о. Александра Меня спросили об инакомыслии: - Инакомыслие – это, на мой взгляд, защита личностью права по-своему воспринимать действительность. Не поддаваться групповым представлениям. Не принимать слепо, некритически так называемые коллективные представления, которые идут еще от первобытнообщинного строя. Когда личность ставит их под сомнение, она проявляет свою естественную самостоятельность, свою свободу. А когда нет такой личностной оценки, тогда действует закон толпы, тогда человек превращается в частичку массы, которой можно легко манипулировать.  Вспомните Евангелие. Сначала толпа кричала: «Осанна!», а потом через несколько дней: «Распни его!» Мне кажется, что революционность движения Горбачева в том, что он впервые сделал ставку на народ, а не на массу. Поэтому важнейшим представителем народа является интеллигенция. Это его голос. Естественно, не всегда верный и адекватный, но все-таки голос не толпы, а народа. Обличителям и инакомыслящими были и Толстой, и Чаадаев, и Гоголь, и Салтыков, и Достоевский.

Продолжил начатую тему Евгений Рашковский, востоковед, доктор наук: - Я мыслю, следовательно, я существую, - говорил Аристотель. Но мысль не самодостаточна, она должна быть наполнена верой. Для Александра Меня человек – мыслящее существо. «Смыл христианства, - писал он - не новые философские доктрины, не проекты общественных реформ и не познание тайн потустороннего».  Этот смысл в особом отношении людей к Богу. Но коль скоро Вселенная и человек действуют в любовной и творческой динамике Божественного Триединства, то смысл христианства предполагается  в особом отношении к миру и человеку. Стало быть, нет раз и навсегда сложившихся рецептов мысли, благочестия и социального устройства.  Человек поставлен в ситуацию, провозглашенную Иоанном Предтечей, непрерывного процесса покаяния-самопереосмысления. А этот процесс предполагает вовлечение в круг человеческого существования огромного духовно-исторического опыта – Церковь, язык, история, культура, страна,  семья, ближайшее окружение. Каждая личность несет в себе огромный и уникальный комплекс пространственных временных и смысловых связей. Не говоря уже о связях духовных. Отец Александр угадывал в тварном сиянье Божественное, а в Боге – нечто интимное, подчас неуловимое, но необходимое для каждого из нас. Большую роль в жизни о.Александра Меня сыграл Владимир Соловьев, он был не эпигоном, а  его самостоятельным продолжателем и многое сделал для того, чтобы вернуть в Россию религиозно-философскую школу. Хотя философ - аналитик разума, а священник свидетельствует о святыне. Мы берем на веру, что дважды два четыре. Таким образом, каждый верующий человек понимает, что вера и разум друг без друга не существуют. Лучшие представители старой философской школы говорили о связи истины, добра и красоты. Отец Александр вывел свою триаду - вера, мысль и свобода. Вот эта взаимосвязанная шестерица и является основой философской мысли нашего батюшки.

Поэт, публицист Владимир Илюшенко прочитал свои дневниковые записи, относящиеся к 1988-1990 гг.: - Отец Александр Мень считал, что  октябрьский переворот привел к гигантской культурной регрессии. Дерево было срублено, но мы должны помочь тому, чтобы из дерева вы росли веточки, чтобы зашумел лес. Речь шла не столько о культурном, сколько о духовном возрождении. Нужно было начать этот процесс. И отец предложил создать общество «Культурное возрождение», объединяющее верующих и неверующих. Мы решили, что возглавит это общество писатель Вячеслав Иванов. На учредительной конференции в библиотеке им.А.Грина собрались 100 человек. Среди них – Булат Окуджава, Юлий Ким, Ирина Антонова, Екатерина Гениева, Александр Зорин. Общество должно быть открыто для диалога со всеми религиями и противостоять националистическому  и шовинистическому духу ненависти и вражды, подрывающему мир и устойчивость страны. Важно поощрять терпимость к чужому мнению. В декабре мы были в передаче «Добрый вечер, Москва», которая продолжалась 40-45 минут. Ведущий сильно нервничал и всех перебивал, поскольку тогда было непринято открыто говорить о вере. Но я был в ударе. В конце программы он предложил подытожить сказанное. Я ответил: читайте Нагорную проповедь. Тогда мои слова прозвучали, как гром среди ясного неба.  При встрече отец похвалил меня и сказал: «Складывалось впечатление, как будто за вами кто-то стоял». Я подумал: вы и стояли. Но промолчал. Отец Александр говорил, что сейчас наступило самый трудный момент, страшный суд, поскольку можно делать все. Сейчас церковь должна быть едина. Мирянам нужно активно участвовать в жизни церкви, христианство это не профессия. В марте 1990 г. мы с В. Ивановым и Е. Гениевой направили письмо в Нобелевский комитет. С просьбой рассмотреть кандидатуру  Александра Меня на присуждение ему Нобелевской премии мира.  В моем тексте были такие слова: единственной скрепой нашего общества является обращение к общечеловеческим ценностям. Деятельность А.Меня смягчает души, удерживает людей от рокового шага…  К сожалению, он был убит.

Своими впечатлениями об о.Александре Мене поделился режиссер Андрей Смирнов: - Александр Мень был великим просветителем. Мне невероятно трудно было переступить порог храма, встать на колени, перекреститься. Отец Александр старался помочь каждому человеку, сделать этот шаг. Я благодарен Господу, что он подарил мне встречу с ним. Масштаб его заслуг невозможно измерить. Понимание совковой жизни, бесчеловечности ее  основ, давали ему необыкновенные силы. Вспоминается эпизод, связанный с моей дочкой, которую я отвел в детский сад. Через несколько дней меня вызвала заведующая и спросила: «Чему вы учите свою девочку?» Оказалось, что на занятии воспитательница показала детям картинки с изображением гор, леса, моря. И сообщила, что это все создал для нас дедушка Ленин. Вероятно, она имела ввиду: он - основатель государства, поэтому, перефразируя поэта, все от Ленина на свете. А моя дочка встала и громко сказала: «Это неправда! Это все сделал не Ленин, а Бог!». Отец Александр засмеялся, услышав такую историю. На мое беспокойство по поводу сложившейся ситуации в детском саду очень серьезно ответил: «А что дети глупее вас? Детям надо говорить правду».

В конференции также принимали участие: Александр Филоненко, Марина Михайлова, Андрей Черняк, прот. Владимир Архипов, прот. Вячеслав Перевезенцев, Александр Зорин, Ольга Ерохина, Ирина Языкова, Павел Мень, Зинаида Миркина, Юлия Зайцева, Владимир Стрелов и другие.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика