В 17-й раз в московском «Президент-Отеле» прошел Национальный молитвенный завтрак. Тема собрания: «Реформация и уроки истории». В нем приняли участие представители различных конфессий, послы, депутаты, бизнесмены, журналисты. Традиция проведения молитвенных завтраков зародилась в США в середине прошлого столетия. С тех пор президенты регулярно посещают их и говорят не только о политике, но и о своем пути к Богу. На одном из них присутствовала святая католической церкви - Мать Тереза.
Самая хорошая сегодняшняя новость для нас: студенты потянулись в храмы, - заявил в приветственном слове П.Н. Саутов, председатель фонда «Национальная утренняя молитва». А потом рассказал анекдот - Господь послал ангела, чтобы узнать, как готовятся студенты. Ангел сообщил, что в Америке готовятся, в Британии также, а в России гуляют, развлекаются. Тогда Бог послал ангела за день до экзамена. Тот увидел: в Америке и Британии студенты сидят над учебниками, а в России – молятся. Узнав об этом, Господь говорит: - Но как тут своим не помочь?
После традиционной молитвы «Отче наш» прозвучала ода «Бог»(1784 г.) в исполнении Н.К. Сванидзе. Ближайшие друзья Державина рассказывали с его слов, что однажды ночью он был разбужен ярким лучом луны, светившей ему прямо в лицо. Он почувствовал, что должен писать. Вскочив с постели, он тут же сел за стол и в один присест написал эту величайшую поэму. При этом он говорил, что когда писал, то находился как бы в огне и слова складывались в мозгу с такой поспешностью, что он едва успевал заносить их на бумагу: «Твое создание я, Создатель! Твоей премудрости я тварь…»
- В этом году мы отмечаем, не празднуем, 100-летие Февральской и Октябрьской революции, - сказал Николай Сванидзе, историк, политический обозреватель. Думаем, как случилось то, что случилось. Большая вина лежит на императоре Николае II, который ввергнул страну в войну и не провел реформы, предлагаемые премьер-министрами Витте, Коковцевым, Столыпиным. Очень точно охарактеризовал последнего русского императора Черчилль: - Он не был великим монархом, полководцем, он был простым человеком, который основывал свою жизнь на вере в Бога. Заводчик Путилов говорил о том, что главное преступление царизма в том, что он не разрешал ни одного центра, кроме своего. Вся власть в одних руках. Пагубной оказалась триада Уварова: народ, ведомый православной церковью, сплачивается вокруг самодержавия. И вот в результате трагического промедления элиты кучка бандитов убила царя, разрушила церкви и совершила революцию, которая повлекла за собой миллионы жертв от голода из-за бездарной экономической политики и репрессий, основанных на чудовищных фальсификациях.
Д.Б. Брауэр, епископ Евангелическо-лютеранской церкви части России, посвятил свое выступление празднованию 500-летия Реформации. В России протестантизм объединяет два мира - западный и восточный. У нас прочные связи со страной Реформации. Вместе с народом Германии мы получили опыт диктатуры. Сегодня на примере регионов мы видим, как необходимо самоуправление. Чтобы противостоять экстремизму и агрессивной секуляризации общества, мы должны иметь прочные духовные основы. Духовное возрождение начинается с духовного возрождения каждой личности.
Но что такое Реформация? Ее началом стали знаменитые 95 тезисов профессора, доктора богословия Мартина Лютера, которые он прибил к дверям церкви 31 октября 1517 года. Это было формой протеста против продажи индульгенций – отпущения грехов. Церковники утверждали, что святые совершали так много подвигов и поступков, что индульгенции можно продавать людям в качестве отпущения грехов. Лютер, опираясь на Святое Писание, доказывал, что церковная иерархия, монашество и большинство обрядов не основывается на слове Божьем. Если бы ни германские князья, Лютер был бы предан смерти. С течением времени учение Мартина Лютера приобретало все больше и больше последователей. Возникла христианская церковь, названная его именем уже после его смерти. С чем он уж точно вряд ли бы согласился.
А.Г. Аксаков, председатель комитета ГД по финансовому рынку, вернул присутствующих в Россию, рассказав, что один его дед был репрессирован, другой воевал на стороне революции. - Вспоминая реформы 90-г годов, мы видим, что не все они пошли на благо людей: тысячи искалеченных судеб в результате развала СССР, распада экономических связей. Коррупция стала следствием тех реформ. Кроме того, некоторые стали обладателями больших состояний. Сейчас мы понимаем, как нужно проводить реформы. То, что произошло в 1917 году, - считает иеромонах Стефан Игумнов, - это глубинное разделение народа. Власть перестала понимать народ. В братоубийственном конфликте никогда не бывает правых. Для плодотворного развития страны должно быть единство вокруг базовых ценностей. - 100 лет назад началась борьба за уничтожение веры, - продолжил Я.И. Нилов, председатель комитета ГД по труду. – Большевики добились успехов на этом поприще. Советское общество развивалось в страхе, который порождал лизоблюдство, подхалимаж, стукачество. На народном страхе держалась власть 73 года, а элита либо уничтожалась, либо уезжала в эмиграцию. К сожалению, и сегодня имеют место схожие процессы. Закончился Национальный молитвенный завтрак молитвой о стране, властях и народе российском. В одной из библейских притч замечательно сказано: «Надейся на Господа всем сердцем твоим, и не полагайся на разум твой, Во всех путях твоих познавай Его, и Он направит стези твои. Не будь мудрецом в глазах твоих; бойся Господа и удаляйся от зла: Это будет здравием для тела твоего».
Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора