XY Международный фестиваль фламенко ¡VIVA  ESPAÑA! Открылся спектаклем «Соседи» режиссера и хореографа Карлоса Чаморро. Это не классическое представление фламенко, а именно спектакль с элементами прославленного на весь мир народного андалусского танца. Наверное, любое искусство – повод поговорить о любви. В «Обыкновенном чуде» Шварца сказочник в ответ на упрек жены, зачем он придумал эту жестокую сказку, отвечает что-то вроде: "Мне просто захотелось поговорить с тобой о любви.

А говорить по-другому я не умею". Фламенко – всегда про любовь. Трагическую, драматическую. Это признание у последней черты. Мужчина танцем говорит: «Люблю и умру!» Женщина говорит то же самое. Еще мужчина говорит: «Она не полюбила меня. Как же так? Смотрите, каков я! Я заставлю всех женщин мира меня любить!» А женщина отвечает: «Смотри, какая я красавица! А твоей не буду! Вот не буду и все! Хоть люблю так, что умираю».

Тут возможны некоторые варианты. Но трагизм, столкновение на грани жизни и смерти, эдакий бой быков между полами – обязательны. Фламенко и счастливая безмятежная любовь-идиллия – несовместимы. А вот Карлос Чаморро решил совместить несовместимое, невозможное. Его спектакль – о счастливой любви. Два скромных до застенчивости человека – соседи, юноша и девушка – встретились и полюбили друг друга. И у них все хорошо. Они счастливы, устраивают друг другу милые праздники, ходят в кино, организуют ужин с форелью в лимонном соусе – даже прозаический  кулинарный рецепт на экране появляется. А танец фламенко – в виде вставочек, небольших номеров, хотя танцоры сам Карлос Чаморро и Марианна Кольядо – первоклассные, это сразу видно, и хореограф – на высоте.

В конце – маленькая разгадка: отсылка к фильму с участием Бастера Китона. Фрагмент из него появляется на экране. Нас вдруг осеняет: так вот на кого так похож главный герой! То-то с самого начала, кажется, что мы его где-то видели! Только Бастера Китона называли «комик без улыбки»,  а наш герой напротив всегда счастливо улыбается. Словно хочет сказать: да нет, я не Бастер, вы ошиблись! Я просто счастливый человек, вот и все. Это, ведь просто – влюбиться, быть счастливым.

Кстати через Бастера Китона есть и некая ссылка к Гарсиа Лорке, открывшему заново полузабытый тогда жанр фламенко. Он ведь Бастера Китона очень ценил, писал о нем… Но это так, предположение, не больше.

Любители фламенко, может быть, слегка разочарованы спектаклем: слишком современно, излишне сюжетно, маловато сапатеадо, нет драмы, накала страстей. Кого-то не устраивает избыток пантомимы – хватило бы одних танцев, они все могут выразить, без жестикуляции. Кому-то могут не понравиться изображение на экране, да и вообще – зачем экран? Только отвлекает, фламенко-то вещь самодостаточная. Да и звучащий текст – нужен ли? Балет в речах не нуждается

Но в целом впечатление от спектакля праздничное. Как будто бокал шампанского выпили. Легко  на душе. Какая-то даже не испанская, а французская история получилась. О чем вы тут вообще говорили? Как о чем? О том, что жизнь светла и прекрасна, а любовь – это радость. Разве этого мало.

Наталия Ванханен, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика