Новая постановка оперы Дмитрия  Шостаковича «Катерина Измайлова» в святая святых, на Исторической сцене  Большого театра, стала  одной из самых успешных в череде оперных премьер последнего времени. С первых же сцен зритель с головой погружается в жизнь российской глубинки, где женщина – товар, человек второго сорта, желаниями которого не принято считаться в патриархальном обществе. Тревожная музыка  усиливает предчувствие неотвратимо приближающейся беды. Режиссер-постановщик Римас Туминас о своем оперном дебюте  отозвался лаконично и неожиданно, «ни волнения, ни радости нет, только тишина».

   Либретто, написанное Д.Шостаковичем и А. Прейсом, отличается от очерка Н.Лескова «Леди Макбет Мценского уезда». В опере нет убийства племянника  – малолетнего Феди. У писателя Катерина  и ее любовник  Сергей, работник Измайловых, душат подушкой мальчика, чтобы не делить с ним  наследство. Но есть, в отличие от оригинала, свадьба главных героев – венчание и застолье. Это кажется удивительным, поскольку достоверных доказательств, подтверждающих смерть Зиновия Борисовича, мужа Катерины,  на тот момент ни у кого не было. Труп мужа случайно обнаруживается во время свадебного пира.

   В дни премьерных спектаклей на канале Культура был показан фильм-опера М.Шапиро «Леди Макбет Мценского уезда», 1966 года выпуска, с участием Галины Вишневской. Ее Катерина значительно отличается от Катерины Марии Лобановой, нынешней исполнительницы.  Героиня  последней выглядит более современной и даже европеизированной по манерам и платьям. Впрочем, то же самое относится и ко всем другим персонажам. Кажется, образ Вишневской с ее мимикой, жестами и одеждой ближе к реалиям 19 века.

   Тем не менее, Мария Лобанова по-своему убедительна. Точным камертоном служит неподдельное зрительское внимание и погружение в перипетии нарастающего духовного падения Катерины и Сергея (Олег Долгов). Шестую заповедь из декалога: «не убивай», относящуюся только к людям,  они  нарушают. В жизни, при благоприятном стечении обстоятельств, герои-любовники, наверное, могли бы уйти от наказания, но в  классическом произведении  того времени, пропитанном евангельской моралью, вероятнее всего это было бы воспринято кощунственной авторской вольностью. Злодеяние должно быть так или иначе наказано, и любовь, замешанная на преступлениях, обречена на гибель

   Впрочем, по мнению критиков, Дмитрий  Шостакович, живший  уже в  иную эпоху, – адвокат Катерины. Для нее он написал самые красивые арии, что подтверждает дирижер-постановщик оперы Туган Сохиев.  Быть может, он хотел оправдать стремление героини  сохранить любовь любыми средствами. Так это или нет? Пусть каждый  отвечает  сам на этот вопрос.

  Хочется  отметить запоминающуюся работу Андрея Гонюкова  в роли купца Бориса Тимофеевича Измайлова, неустанно следящего за невесткой и похотливо мечтающего о ней. Не стать снохачом ему мешают лишь преклонные лета. Народные танцы, поставленные Анжеликой Холиной, задорны и зловещи на фоне неприступного большого серого купеческого дома (сценограф  Адомас Яцовскис).

  Опера Шостаковича «Катерина Измайлова» - удушающий сгусток человеческого порока. Героиня Лескова - молния в  царстве мрака  падшего мира.  Зло наказано: Катерина и Сергей отправляются на каторжные работы, но облегчения  не наступает. Молодой женщине суждено испить горькую чашу до конца: любовник изменяет, и она бросается в воду, толкнув впереди себя соперницу. Еще одно убийство.  Не смотря ни на что,  Катерину невероятно  жаль, потому что Домострой изначально отказал ей вправе любить и быть любимой.  

 

         Светлана Телятникова, фото Дамира Юсупова

Яндекс.Метрика