Одна из недавних премьер Государственного Театра Наций - спектакль «Гамлет | Коллаж» - крупнейший совместный культурный проект России и Канады стал первым спектаклем известного режиссера Робера Лепажа в Москве. Основатель и художественный руководитель квебекского театра Ex Machina, Робер Лепаж по праву назван одним из крупнейших театральных деятелей современности. Во всем мире зрители знают  работы Лепажа: «Обратная сторона Луны», "Проект Андерсон", "Липсинк", знаменитое шоу Цирка дю Солей "Ка".

 

    Предложение поставить спектакль в Москве Робер Лепаж принял после личного знакомства с Евгением Мироновым и посещения реконструированного здания Театра Наций. Творческому почерку Лепажа свойственно постоянное стремление выйти за рамки какого-то одного вида искусства, будь то театр, цирк или кино, обогатив каждый из них новыми выразительными средствами. Режиссер поистине неуловим в своей многоликости и неистощимости творящей энергии. При этом театр для него является мощным способом философского осмысления действительности и воплощением ее глубинных конфликтов в образы.

Трагедия У. Шекспира «Гамлет» - одна из самых знаменитых и загадочных пьес мировой драматургии. Кто-то из исследователей назвал «Гамлета» самой трагичной трагедией всех времен. Это действительно так. Здесь погибают все, кто принимает непосредственное участие в событиях. Принц Гамлет предстает человеком, внезапно осознавшим свою чужеродность в странном ирреальном мире королевского дворца. Он твердо уверен, что так жить больше нельзя. Как показывает финал трагедии, выбор Гамлета, вероятно, сделанный им бессознательно, - смерть. Смерть убийце и смерть палачу. Знаменитый монолог Гамлета «Быть иль не быть?» - свидетельство его тяжких сомнений и глубоких размышлений.

Монологи Гамлета, мастерски выписанные Шекспиром, показывают личность скорее созерцательную, нежели деятельную. После беседы с Призраком (Тенью отца) Гамлет как бы обретает «второе зрение»: он видит подоплеку каждого события, происходящего во дворце, он вооружен этим знанием и поэтому побеждает в моральном, нравственном смысле, даже еще не осуществив своей мести. По словам самого Робера Лепажа, «главная проблема Гамлета в том, что он слишком много думает. Он не находит решения задачи. Это персонаж, который все время работает мозгом. В конце концов, мощный символ театра и «Гамлета» - череп. Поэтому Шекспир сочиняет огромную сцену, где есть череп, это тоже, в конце концов, человеческая голова. У меня нет, конечно, всех ответов на мои многочисленные вопросы. Поэтому было интересно сделать что-то с одним актером, с головой одного актера».

Этим одним актером не случайно стал Евгений Миронов. Редкостная сила воздействия искусства этого актера на зрителей позволяет с полным основанием назвать его одним из самых талантливейших современных актеров. Его театральный образ не укладывается ни в какой портрет, поскольку он постоянно находится в движении. Открытость навстречу новым, наиболее интересным веяниям в искусстве и непрерывные поиски новых источников творчества поистине удивительны. Он обладает и таким редким качеством актерской одаренности, как умением быть разным в каждой своей роли. Его душа предрасположена к контрастам характеров, к постепенной, обдуманной лепке образа и таинству сценического перевоплощения. И весь этот многогранный комплекс счастливо дополняет огромное обаяние личности актера.

Следует также отметить, что Е. Миронов – из породы художников, всей душой преданных театру, не жалеющих себя в работе. И даже среди настоящих «рыцарей театра» ему принадлежит особое место. Великий труженик, он все время поглощен своим делом. Коллеги актера также нередко отзываются о том, как он любит и умеет самозабвенно трудиться. При всём многообразии образов, созданных Мироновым, они поражают одним свойством – художественной законченностью, артистической смелостью внутреннего перевоплощения. Эти образы такие разные и такие масштабные, что поражаешься, сколько же разнообразия, сколько богатства заключено в актере, какая наблюдательность и какое мастерство ему свойственны. При этом погружение от роли к роли в глубины человеческого духа становится у Е. Миронова всё более мастерским и филигранным.

В калейдоскопе блистательно сыгранных Е. Мироновым ролей образ Гамлета, бесспорно, занимает особое место. Первый раз актер воплотил этот образ в спектакле известного немецкого режиссера Петера Штайна. По словам самого Е. Миронова, «к Гамлету он специально не стремился». Все сложилось само собой. Однако справедливости ради следует заметить, что каждая случайность есть в то же время закономерность. Воздействие этого актёра на зрителя феноменально, его невозможно до конца понять и объяснить. Сравнивая двух своих Гамлетов, Е. Миронов замечает, что «они из разных миров». У Р. Лепажа всё по-другому, уже хотя бы потому, что это моноспектакль, где он один играет все роли. Получилась «такая очень театральная история о том, что творческий человек всегда одинок, что оставаться один на один со своим сознанием опасно, это может привести к болезни, к безумию». Такая история, по словам самого актера, была ему чрезвычайно интересна.

И актера, и режиссера занимает в этом спектакле тонкая духовная проблема, как проникнуть во второй план жизни и стремление перейти разделяющий эти планы порог. Вот, пожалуй, в чем таится самая сильная сторона режиссуры Лепажа, чей внутренний взгляд перенасыщен мизансценами, движением, действием, переходами и столкновениями. Кажется, что он угадал секрет прорыва искусства в необыкновенность, как и секрет форм этого прорыва. В спектакле задействован целый ряд новейших методов работы с видеоизображением. В центре композиции – особым образом запрограммированный куб-конструктор, который всё время переворачивается, превращаясь то в палату для душевнобольных, то в замок, то в обычную комнату со столом и телевизором. Или в библиотеку, или  в сад с водоемом, становящимся губительным омутом… Невозможно ни удивляться, как Е. Миронов, с легкостью передвигаясь в этом постоянно вращающемся кубе, буквально на ваших глазах перевоплощается то в одного, то в другого персонажа. Редкому актёру удаются подобные гипнотические трюки, потому что каждый из них осуществляется им с большой внутренней, психологической «подкладкой», с огромной силы накалом страстей, чувств, переживаний, поднимаясь до высот подлинного трагизма.

Спектакль Театра Наций «Гамлет | Коллаж» стал лауреатом нескольких премий: XXIII Театральной премии "Хрустальная Турандот" в номинации "Лучшая мужская роль" (Евгений Миронов); премии "Сделано в России" журнала "Сноб" и премии "Звезда Театрала" в номинации "Лучший спектакль". В 2014 году спектакль был номинирован на Национальную премию "Золотая Маска" как лучший спектакль большой формы, за лучшую мужскую роль (Евгений Миронов), лучшую работу режиссера (Робер Лепаж), лучшую работу художника (Карл Фийон), и художника по костюмам (Франсуа Сен-Обен). Сколько поистине незабываемых, волнующих моментов дарит нам искусство Евгения Миронова! Не удивительно, что от каждой встречи с ним зрители ждут чуда, и оно действительно происходит.

                                                  Ирина Новичкова

Яндекс.Метрика