Юбилейный год Петра Ильича Чайковского  Большой театр ознаменовал постановкой  «Иоланты». Премьера  оперы  вместе с балетом «Щелкунчик» состоялась в 1892 году в Мариинском театре. Впоследствии "Иоланта" и "Щелкунчик" шли  раздельно. В сегодняшней  постановке в прологе прозвучала  сюита из балета «Шелкунчик». Режиссер Сергей Женовач назвал «Иоланту»  историей  поэтичной и наивной.

   Героиня должна была сильно захотеть стать зрячей.  Без внутреннего сильного желания познать и увидеть мир никакие врачи не смогли бы  помочь ей.

  Сюжет о слепой принцессе из драмы Генриха Герца «Дочь короля Рене»  заключает в себе основополагающую  библейскую мысль о том, что важнее любви ничего нет. Христос указал путь -  из любви к людям Он принес себя в жертву, пошел на мучительную, позорную казнь. Без любви человек мертв,  душевно слеп. Вот поэтому   Иоланта и стала символом душевной слепоты.

   Образ героини  дан в движении и развитии, обогащаясь и приобретая новые черты в ходе действия. Экспозицией его служит небольшое  ариозо романсного типа «Отчего это прежде не знала ни тоски я, ни горя, ни слез». Партию Иоланты успешно исполнила Екатерина Щербаченко (сопрано),  которая в 2005 году в Большом театре исполнила партию Наташи Ростовой в премьере оперы "Война и мир" С.Прокофьева, после чего получила приглашение в Большой театр в качестве постоянного члена оперной труппы

.«В этой опере эмоций через край», – считает солист оперной труппы Игорь Головатенко (баритон), замечательно исполнивший партию Роберта, герцога Бургундского. На его счету   в Большом  театре, например, партии  Марселя из оперы «Богема» Дж.Пуччини, Лопахина  из «Вишневого сада» Ф.Фенелона.

   Маэстро Федосеев уступил место за дирижерским пультом Антону Гришанину, который признался,  что первый раз на Исторической сцене  ставит  спектакль: «Для меня это - испытание, и  я получил огромное удовольствие».

   Сценография спектакля проста и оригинальна в решении  Александра  Боровского, художника-постановщика. На сцене две комнаты: в одной - Иоланта  с приглушенным светом, подчеркивающим ее недуг,  в  другой  -  на фоне сверкающей золотом мебели подруги Иоланты,  Роберт, Водемон,  Альмерин и другие. Между светом и тьмой перегородка до тех пор, пока  луч света не достиг сердца Иоланты.

   По мнению генерального директор Владимира Урина,  удалось создать  команду людей, которые работали с удовольствием, пришли с чем-то своим и попытались что-то  своё сказать.

   По атмосфере  в зрительном зале на премьере  чувствовалось, что опера воспринимается как восторженный, лучезарный гимн любви, открывающий лучшие стороны человеческой души.

 

                                               Светлана Телятникова, фото Дамир Юсупов

Яндекс.Метрика