Дмитрий Бертман: «Я освободил оперу «Царская невеста» от многолетнего налета рутины и псевдопатриотического  пафоса, придал ей масштабность, свойственную драмам Шекспира и Расина, раскрыл путь, показывающий душу русского человека". Декорацией спектакля стал фасад памятника архитектуры XYI века – церкви Вознесения Господня, построенной итальянским архитектором Пьетро Аннибале. Легенда связывает строительство храма с рождением Ивана Грозного.

   И вот на излете июля и в первые дни августа  на Вознесенской площади в Коломенском Московский музыкальный театр «Геликон-опера» под руководством Дмитрия Бертмана представил спектакль «Царская невеста» Н.А. Римского-Корсакова. Сочинение «Царской невесты» было начато композитором  в феврале 1898 года и закончено в течение 10 месяцев. Премьера оперы состоялась 3 ноября (по новому стилю) 1899 года в московском театре частной оперы С.И. Мамонтова.

   Действие «Царской невесты», написанной русским поэтом, переводчиком и драматургом Л.А. Меем  в 1849 году, происходит в драматичную эпоху Ивана Грозного, в период жестокой борьбы царской опричнины с боярством. Эта борьба, способствовавшая объединению русского государства, сопровождалась многочисленными проявлениями деспотизма и произвола. Напряженные ситуации той эпохи, представители различных слоев населения, жизнь и быт московской Руси исторически правдиво обрисованы в пьесе Л.А. Мея.

   В опере Римского-Корсакова сюжет пьесы не претерпел сколько-нибудь существенных изменений. В либретто  И.Ф. Тюменева  вошли многие стихи драмы. Светлый, чистый образ Марфы, невесты царя, — один из наиболее обаятельных женских образов в творчестве Римского-Корсакова. Марфе противостоит Грязной — коварный, властный, не останавливающийся ни перед чем в осуществлении своих замыслов; но Грязной обладает горячим сердцем и падает жертвой собственной страсти. Реалистически убедительны образы покинутой любовницы Грязного Любаши, юношески простосердечного и доверчивого Лыкова, расчетливо-жестокого Бомелия. На всем протяжении оперы ощущается присутствие Ивана Грозного, незримо определяющего судьбы героев драмы.

   Опера «Царская невеста» в постановке Дмитрия Бертмана не оставила равнодушными зрителей -  живой интерьер (храм, облака, река) в сочетании с прекрасным вокалом артистов театра. Особенно хотелось бы отметить Ларису Костюк, которой удалась роль отравительницы Любаши. Впрочем, остальные артисты также показали достаточно хороший профессиональный уровень.

   ХОР и ОРКЕСТР ММТ «ГЕЛИКОН-ОПЕРА»

Дирижер – народный артист РФ  Евгений Бражник

Действующие лица и исполнители:

Григорий Грязной – Петр Морозов

Любаша – заслуженная артистка РФ Лариса Костюк

Марфа – Лидия Светозарова

Лыков – Вадим Летунов

Бомелий – Дмитрий Хромов

Дуняша – Ирина Рейнард

Собакин – Александр Киселев

Малюта Скуратов – Дмитрий Скориков

Сабурова – Елена Михайленко

Царский истопник – Дмитрий Коротков

Сенная девушка – Екатерина Мязина

Звонарь – Андрей Орехов

Голос за сценой – Марина Фисунова

                                                                             Фото Алла Буловинова

Яндекс.Метрика