Гран-при 37-го Московского международного кинофестиваля получил болгарский фильм «Лузеры» Ивайло Христова. Фильм поражает как слишком ироничным отношением  подростков к окружающему миру, так и беспросветным существованием жителей  провинциального городка, с разбитыми тротуарами и  неприглядными домами со времен социализма. Старшеклассники предоставлены сами себе, их родители заняты собой.

 

  Главные герои Елена и Коко –  также заложники экономической ситуации. Коко беден, и ради любимой девушки идет  на кражу макарон в магазине. Елена ищет красивой жизни и предает его. Сначала он с друзьями  называют лузерами (неудачниками) себя, потом  всех людей своего города, и, наконец, все население Болгарии.

  «Серебряного Георгия» за лучшую режиссуру получил датский фильм «Росита» режиссера Фредерики Аспеки.

  Лучшими актерами были признаны Елена Лядова, сыгравшая в российском фильме «Орлеан», и Еркебулан Дайыров за роль в казахстанской картине «Шлагбаум».

  Приза за лучший документальный фильм удостоена картина «Земля картелей» Мэттью Хейнемана (Мексика, США).

  Лучшим короткометражным фильмом признана южнокорейская лента «Метод ведения наблюдения снайпером» Ким Юнха.

  Специальный приз жюри «за особенную поэзию в кино» был присужден фильму «Арвентур» российского режиссера Ирины Евтеевой.

  Приз Международной федерации кинокритиков FIPRESCI в этот же день ранее получил ливанский фильм «Дорога» режиссера Раны Салем. Победителем зрительского голосования основного конкурса стал фильм Горана Радовановича «Анклав».

                                                     АРМИ ЖИВА!

     Фильм финского патриарха кино Йорна Доннери «Арми жива!», вошедший в конкурсную программу, можно назвать феминистским. Кинокритик Кирилл Разлогов отметил, «фильм сделан с юношеской страстью и изобретательностью, мы очень рады, что он нам достался». 

   Это биография реального человека. Героиня  чем-то напоминает  миллионершу Минну из романа Мартти Ларни «Прекрасная свинарка», которая,  борясь с мужским свинством, заставила мужчин видеть в ней равноправного человека. На протяжении многих лет  Йорн Доннер был знаком с Арми Ратиа, главой дизайнерской компании «Маримекко».

   В фильме некая театральная компания решила попытаться представить на сцене жизнь этой яркой женщины.  Актриса Минна Хиапкиля  вполне справилась с ролью своей знаменитой соотечественницы. В пьесе идет речь о периоде с 1949 по 1968 год, когда она основала свой дом моды и привела его к международному успеху.  Достойны  восхищения дизайнерские способности Арми Ратиа. Ее рисунки на тканях, модели одежды одновременно просты и невероятно эффектны. Показ купальных костюмов манекенщицами был придуман ею, как  оригинальное  представление: девушки сидят на разноцветных подстилках в разных позах. Когда они встают, то подстилки превращаются в эффектные пляжные платья.

  Личная жизнь Арми, как и Минны, не задалась. В те годы мужчины были не готовы к партнерским отношениям. Муж Арми попрекал тем, что его семья помогла ей, бесприданнице, получить образование. Позже начал завидовать  коммерческим успехам жены. Любовник-англичанин не решился взять в жены  бизнес-леди, гражданку другой страны. Несколько раз она пыталась покончить с собой от отчаянного одиночества и непонимания, в том числе и дочерью.

   Сегодня по линии равноправия с мужчинами скандинавские женщины, благодаря таким, как Арми Ратиа,  впереди планеты всей. К этому результату  они шли пошагово весь ХХ век,  заставляя  власть  принимать соответствующие законы. В Скандинавии появились женщины-пасторы,  мужья ("хемамакаре" швед.), сидящие дома и ухаживающие за грудными детьми, и многое-многое другое.  Арми  жива еще и потому, что у нее десятки тысяч последовательниц, которые  могут свободно себя реализовать  в различных сферах современной жизни. Йорн Доннер, сказал, если общество по-настоящему ценит женщину, то, не пуская слов на ветер, оно дает ей права.

                                     Светлана Телятникова, фото Ираклий Никабадзе

Яндекс.Метрика