17 июля православная Церковь отметила день памяти преподобного Андрея Рублева - выдающегося русского иконописца, творчество которого Стоглавый собор, состоявшийся в 1551 году, объявил образцом для иконописи. К этой дате была приурочена междисциплинарная  дискуссия на тему: "Наследие эпохи преподобного Андрея Рублева в глобальном мире: спасет ли наш мир красота?" Обсуждение столь актуальной проблемы инициировали организаторы проекта Rublev.com

   - поисковой системы и базы данных по православию. В день почитания прп. Андрея Рублева была отмечена первая годовщина деятельности этого просветительского проекта.

Участники дискуссии собрались в храме святителя Николая в Котельниках (Патриаршее подворье Православной Церкви Чешских земель и Словакии).

   - Для меня заявленная тема - очень конкретная, а не абстрактное нечто, - сказал игумен Серапион (Митько), заместитель председателя Синодального Миссионерского отдела. - В "Троице" мы видим художественное выражение божественного откровения, Мне кажется, Бог не ограничен в средствах откровения. Есть язык богообщения, есть звук - божественная музыка сфер, есть мир красок. Творчество Андрея Рублева - пример того, как человек в своей тварности способен восходить к восприятию божественных образов и передавать их средствами высокого искусства, которыми он владел в совершенстве.

   - Попробуем вместе поразмышлять, что такое наследие Рублева в современном мире и что такое красота, - продолжил ведущий встречи, ответственный секретарь "Журнала Московской Патриархии" Сергей Чапнин. - Для нас, христиан, разговор имеет ясное богословское основание. Постижение красоты - это путь к Богу. Вопрос в том, готовы ли мы воспринимать ее. Для средневекового человека она была сосредоточена в природе и  храме, который являл собою не только место присутствия Божия, но и эстетически оформленное пространство. Ныне эстетическое лидерство перехватывают технологии. Например, новые доступные технологии тиражирования. В том числе и священных образов. Тех, что в старину были редкостью и писаны истинными мастерами. Сегодня в церковных лавках обилие икон. Из разных материалов, с украшениями и без... В итоге у многих утрачивается способность благоговейно к ним относиться. Наша трудность - возвращение к чтимому образу. Если же мы не верим в Бога, икона навсегда останется для нас всего лишь арт-объектом в пространстве материальной культуры. 

   Нам почти не известны обстоятельства жизни Рублева, но мы чувствуем в его произведениях свободную волю художника и молитвенный опыт церкви. В этом соединении - главный секрет преподобного Андрея. Даже в советское время, когда церковь была исключена из сферы массовой культуры, о нем знали все.

  О преодолевшем время и границы влиянии личности гения известный советский искусствовед Михаил Алпатов писал так:

"Рублев принадлежит к тем счастливым избранникам, столь редким в эпоху средневековья, особенно средневековья русского, чье имя уже современники произносили с благоговением, а ближайшие потомки окружили легендой..."

Кстати, Алпатов был одним из консультантов на съемках "Андрея Рублева" и много беседовал с режиссером Андреем Тарковским о русской иконе. Правда, фильмом Михаил Владимирович остался недоволен, но это уже другая тема.

  Джованна Парравичини, сотрудник фонда "Христианская Россия", давно и плодотворно работающая в нашей стране, обратила взгляд к родным берегам:

- Спросите любого среднестатистического итальянца: он знает о Рублеве и его шедевре "Троица". И чувствует в ней что-то родственное, ее близость к итальянской культуре. Ведь первые изображения ветхозаветной Троицы появились еще в римских катакомбах. Почему для всех нас так важны иконы? Они свидетельствуют о чем-то невероятно важном. О том, что красота - это в первую очередь не результат наших деяний, а то, что человек получает в дар изначально. Есть и красота мученичества, высокого страдания, святости. Икона вызывает желание преобразовать наш мир и не бояться ран, собственной уязвимости. Она не замкнута в себе.

   У этой ускользающей от бытовых оценок категории множество аспектов. Вот еще мысли, высказанные участниками дискуссии.

   Публицист Сергей Худиев:

- Мы живем в мире, полном иллюзий. А красота есть определенное свидетельство о мироздании. Указание на то, что у мира имеется автор, художник. Имеется нечто за пределами атомов головного мозга. Наши отношения с Богом - единственное, что имеет смысл. Вот почему непреходяще значение рублевской "Троицы" - образа предвечной любви.

   Политолог и экономист Александр Неклесса:

- Почему сто человек пройдут мимо картины, но лишь один остановится и будет долго стоять, и на глазах слезы? Он получил удар красотой... Может ли наша логика, наш человеческий ум постичь Бога? Да, потому что живем в мире, созданном Творцом. Ребенку органично присуще чувство внутренней гармонии. Взрослея, мы инстинктивно пытаемся удержать в себе некое воспоминание. И с годами либо его в себе наращиваем, либо теряем. К сожалению, так часто мы бываем слишком расточительны.

   Тема в ходе не такой уж долгой беседы, конечно же, себя не исчерпала. Впрочем, вопросы, на которые можно дать исчерпывающие ответы, как правило, не становятся предметом внимания на подобных дискуссиях. Главный их итог: расширение горизонтов интеллектуального сознания и новые вопросы.

                                                                 Лариса Ровнянская

                                                                 Фото Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика