Конкурс, проходящий в Москве и Санкт-Петербурге,  закончился. Потрясающая атмосфера музыки, творчества и таланта, наблюдавшаяся на ХУ Международном конкурсе имени П.И. Чайковского с начала предварительного тура до Гала концерта во всех четырех специальностях -  фортепиано, скрипка, виолончель, сольное пение у женщин и мужчин. В самом начале проявились достойнейшие исполнители, а  в Ш туре  были отобраны членами  жюри лучшие из лучших.

   Абсолютно справедливо настолько, что трудно вспомнить что-то подобное на предыдущих  конкурсах пианисстов. Были переданы все критерии исполнительского мастерства, главный  из которых окрашенность  (палитра) фортепианного звука. Особенно выделялись по этому  критерию: Дмитрий Маслеев, обладатель золотой медали, первый среди равных, и француз Люка Дебарг, лауреат конкурса. 

    Второй критерий – верность духу композитора: Дмитрий Маслеев и Лукас Генюшас (обладатель серебряной медали конкурса пианистов).

   Третий критерий – индивидуальность и харизма: Люка Дебарг, Лукас Генюшас и Дмитрий Маслеев.

   Четвертый критерий – техника: в первую очередь американский пианистДжордж Ли (серебряная медаль), а также все остальные пять финалистов-лауреатов: Масслев. Генюшас, Сергей Редькин и Даниил Харитонов (обладатель бронзовой медали),

Лауреат конкурса Лука Дебарг. Пятый критерий – способность выражения и вовлечение слушателей в эмоциональное поле:  практически каждый из лауреатов по-своему обладает этим талантом.

   И, наконец, шестой критерий, весьма важный – «творение» на сцене. Безусловно, каждый из них проявил и этот талант.  Но в  наибольшей степени  удалось убедить в этом практически всех Луке Дебаргу.

    Несомненно, публика и жюри полюбили музыкантов, принявших участие в ХУ  Международном конкурсе имени П.И. Чайковского. Не только всех финалистов и дипломантов,  но и, например,  лучших из участников П тура Илью Рашковского, Михаила  Турпанова и многих-многих других.

   Размышляя над  выступлениями пианистов на XIY и  XY конкурсах имени П.И. Чайковского,  можно прийти  к следующим  выводам.  На  XIY конкурсе обладателями  дипломов стали Александр Романовский (5 премия) и Алексей Чернов. На XYконкурсе - обладатель четвёртой премии представитель Франции Люка Дебарг. Видится больший потенциал и перспектива у Дебарга.  Окраска звука, его «пьяно» не поддаётся никаким словам. Что хотелось бы  прибавить в его исполнение? Немного  мощи, и, главное, поиграть с разными дирижёрами и оркестрами. Эти компоненты поставят Люка Дебарга в ряд лучших пианистов мира. Но и лауреаты, дипломанты XIY конкурса заняли заслуженные места.

   Теперь о медалистах. На XIY «серебряным» стала представительница Южной Кореи Йол Юм Сон, а «бронзовый» -  также южнокорейский пианист Сенг Чжин Чо. На прошедшем  XY «серебряными» стали Лукас Генюшас (Россия- Литва) и 19-ти летний американский пианист Джордж Ли,  а «бронзовыми» -  оба российских пианиста Сергей Редькин и Даниил Харитонов. То, что по заслугам получено больше медалей на  XY ( без золотых- 4 медали против двух медалей) - это не только формальность и статистика. Этот факт говорит о силе конкурсов.

   Что касается  Гран-при Даниила Трифонова на XIY и «золотого» Дмитрия Маслеева на XY, оба чрезвычайно талантливейшие российские пианиста. Даниил Трифонов за прошедшие годы доказал это своими триумфальными концертами по всему миру. Нет сомнения в ближайших успехах Дмитрия Маслеева. Этого же касается и 19-ти летнего Джорджа Ли. Лукас Генюшас уже успешен давно.

   Кроме того, на последнем конкурсе почти два десятка российских пианистов смело можно назвать лауреатами. Если не этого конкурса, то других. Ведь главным критерием оценки этих конкурсов является исполнение произведений П. И. Чайковского. Будем
 следить, слушать,  радоваться за наших лауреатав в будущем.

   Валерий Гергиев, сопредседатель организационного комитета по подготовке и проведению ХУ Международного конкурса имени Чайковского, провел телемост Москва - Санкт-Петербург по итогам конкурса.  По его мнению, все прошло на высочайшем уровне. 10 миллионов человек из многих стан мира смотрели прямую трансляцию конкурса  в Интернете. В дальнейшем победителей ждут выступления на самых разных площадках Европы, Америки, Азии. Тем не менее, на некоторые вопросы журналистов  маэстро не ответил. Среди них: «Почему итоги П тура пианистов не были опубликованы?». Валерию Гергиеву понравилось предложение одного из журналистов - учредить приз зрительских симпатий на будущем конкурсе.

    Как известно,  Международный конкурс имени П.И. Чайковского был учрежден в Москве в  1958 году. Тогда соревновались пианисты и скрипачи. В 2011 году конкурсы вокалистов и виолончелистов переехали в Санкт-Петербург. Столичные меломаны считают, что такое искусственное разделение не пошло на пользу конкурсу. Думается, что этого бы не случилось, если бы в самом начале его назвали Московским Международным конкурсом имени П.И. Чайковского.

 Обладателем Гран-при стал монгольский баритон Ариунбаатар Ганбаатар, работающий в оперном театре в Улан-Удэ в Бурятии. Наблюдатели теперь прочат ему карьерный старт в Мариинском театре. Размер денежного вознаграждения обладателю Гран-при XV Международного конкурса имени П.И. Чайковского увеличен до $100 тысяч. С учетом $30 тысяч за первую премию Ариунбаатар Ганбаатар  получил $130 тысяч – это самая большая конкурсная награда в мире классической музыки.

                        Давид Файнгор, Светлана Телятникова

                        Фото Алла Буловинова, Владимир Орехов

Яндекс.Метрика