В Мемориальном музее С.С. Прокофьева  в Камергерском переулке, в день рождения мэтра 23 апреля, состоялась презентация  Первого Всероссийского конкурса композиторов «Время Прокофьевых». Конкурс посвящен Сергею Сергеевичу и его внуку Сергею Олеговичу (1954-2014), который  оставил интереснейшее литературное наследие. Он написал удивительно талантливые стихи  в 17-19-летнем возрасте, которые никогда никому не показывал. Может быть, боялся тени гениального деда. Трудно быть потомком большого человека. (См. интервью писателя Софьи  Прокофьевой).

   В течение сорока лет никто из его друзей и близких даже не подозревал о существовании этих поэтических творений.  Организаторы и учредители конкурса: Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки, Фонд «Новое тысячелетие», Союз композиторов России. Главная цель Конкурса – привлечение внимания любителей музыки и представителей профессионального сообщества к наследию С.С. Прокофьева. Торжественное закрытие  конкурса пройдет 25 ноября  в Прокофьевском зале ВМОМК им. М.И. Глинки

   В. В. Лисенко, генеральный директор ВМОМК имени М.И. Глинки, сказал: «Мы  даем старт большому конкурсу, благодаря которому прозвучит музыка московских композиторов. Уверен, что роль Прокофьева  возрастает год от года в мировой культуре. Участие в музыкальном состязании будет осуществляться анонимно, возрастных ограничений нет. Победители получат дипломы лауреатов 1, 2, 3 степени и денежные премии. Призовой фонд предоставлен вдовой С.О. ПрокофьеваАстрид Прокофьевой».

 В связи с Годом литературы в нашей стране участникам конкурса будет предложено написать сочинение для голоса и ансамбля солистов на стихотворения С.О. Прокофьева. Работы рассмотрят члены жюри, представляющие различные музыкальные жанры, в числе которых именитые композиторы Ефрем Подгайц (председатель), Михаил Броннер и Олег Пайбердин. Почетный член жюри – писательница Софья Прокофьева.  

   Софья Леонидовна, мама. Сергея Олеговича, так описывает свое неожиданное знакомство с творениями сына, происшедшее три года назад: «Давно не жду духовных потрясений. Поэтому для меня оказалось столь неожиданным подарком, даже событием, впервые прочесть стихи моего сына, написанные им в юности. В течение сорока лет он к ним не прикасался, даже считал их утерянными. И вот, возникнув, словно из небытия, они попали мне в руки и произвели на меня огромное впечатление, близкое к потрясению. Я до сих пор  не понимаю: как написав столько стихов, мой сын никому из близких ни разу не показал их, и  даже не обмолвился о них ни словом?  Теперь я знаю, что стихи он писал в основном по ночам. Они словно будили его, рождаясь почти готовыми. Как бы данные ему свыше…»

  Привожу в небольшом сокращении интервью с Софьей  Прокофьевой, сделанное для газеты  «Москвичка» в 2007 году.

                И ПРИЗРАЧНО ЗЕМНОЕ РЕМЕСЛО...

     Софья Прокофьева,  прозаик, драматург, поэт. Много лет она посвятила литературе для детей, почти все ее сказки экранизированы или поставлены на сцене. Сегодня Софья Леонидовна является одной из самых издаваемых детских писателей, ее книги выходят с прекрасными иллюстрациями художника Геннадия Калиновского.

   - Софья Леонидовна, вы из артистической среды. Расскажите, пожалуйста, о себе, ваших родителях.

   - Довоенное детство я вспоминаю, как одно из самых счастливых периодов жизни. В семье царила атмосфера духовности. К нам приезжали Фальк, Лансере,  Шостакович, Нейгауз. Каждое утро начиналось с музыки. Помню, дядя, замечательный музыкант, постоянно играл по утрам произведения  Баха, которые во мне звучат и теперь.

   Отец, Леонид Евгеньевич Фейнберг, был художником, поэтом, теоретиком  живописи, литературы, музыки. Книгу «Секреты живописи старых мастеров»  писал всю жизнь до последнего дня. По широте диапазона интересов  я бы могла его сравнить с Леонардо да Винчи в миниатюре.

   Мама, Мария Ивановна Коровина, никаким творческим даром не обладала, но возле нее нельзя было не творить. Какой-то особый свет ее внутреннего мира распространялся и на нас. Поэтому мое призвание предрешилось и генетически, и образом жизни всей семьи.

   - Вам естественно было стать художником. Вы не пытались?

   - Я окончила Московский институт им. В.Сурикова. Одно время я училась у Артура Фонвизина. А мой первый муж Олег Прокофьев, сын композитора, брал уроки Роберта Фалька. Но ни отец, ни Фонвизин, ни Фальк  не смогли бы сделать из меня интересного художника.

   Я начала писать сказки в некотором роде по расчету. Они давали возможность свободно развернуться фантазии в сталинские пятидесятые, оставляли маленькую щелку, куда мог пробиться свет. Так постепенно брак по расчету перерос в искреннюю любовь

    - Чему вы хотите  научить детей?

   -  Не существует нравственных, духовных истин  отдельно для детей и взрослых. Источник один – великие, вечные истины, которые  проповедуют Евангелие. Можно только искать доступные формы для постижения этих вечных истин. Тут феномен сказки непостижим. Например, Золушка – воплощение кротости и любви, «Сказка о рыбаке ирыбке» - притча о властолюбии и алчности.

   - Нынешние дети отличаются от поколения вашей младшей дочери Марии Коровиной, ныне доктора математических наук, профессора МГУ.

   - Отличаются и даже очень. Поколению современных детей был нанесен непоправимыйтехнико-компьютерный удар и многие надломились под ним. Завораживающие пустые игры, которые сами мыслят за ребенка, отвлекая от книг,  размышлений о смысле жизни - добре и зле.

   - В современной жизни вы находите для себя больше позитива или негатива?

   - Больше негатива, чем позитива. Раньше цензура, несмотря на свой глобальный вред, защищала детей от грубой эротики, вульгарности и бесконечных «стрелялок и душилок». Вместе с тем не могу не признаться, что мои сказки издательства берут «не читая». Все, что напишу, издается и переиздается. Хотя я твердо храню завет: добрая, поэтичная, светлая сказка.

   - Люди старшего поколения помнят фильм по вашему сценарию «Без свидетелей». Для взрослых больше не пишите?

   - Сказок уже написано много. Иногда издатели напоминают о какой-то давно написанной забытой мною сказке. Я надеюсь вернуться к поэзии. Впрочем, сама судьба решит….

   - Какое девичье стихотворение вам наиболее дорого?

   - Помню, на пари с подружкой я подошла к Борису Леонидовичу Пастернаку и читала ему свои стихи. А вечером того же дня он прочитал без запинки по телефону мое стихотворение «Нежность».

   Воспоминания твои приносят зло,

   Твое дыхание ее погубит.

   Твое веселье ей смертельно будет,

   И призрачно земное ремесло…

                                                      Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика