В Московском театре Новая опера им. Е.В. Колобова 27 апреля прошло музыкальное  действо  в день рождения Артиста  «Музыка жизни Святослава Бэлзы». В концерте приняли участие солисты Большого театра, театр Геликон-опера, Государственный камерный оркестр джазовой музыки Олега Лундстрема, Школа-студия при ГААНТ им. Игоря Моисеева,  Академия русского балета им. А.Я. Вагановой, лауреаты Международного телевизионного конкурса  «Щелкунчик». (Читайте интервью Святослава Игоревича Бэлзы).

    А также  выступили хозяева дома – солисты, оркестр и хор театра Новая опера. Дмитрий Самитов, автор, художественный руководитель, генеральный продюсер концерта, перед концертом на встрече со сми вспомнил, что в Новой опере отмечалось 70-летие С.Бэлзы. Он находился на сцене в костюме принца. Это было единственное событие, которое было посвящено ему. Теперь есть  намерение ежегодно собираться в день рождения  этого выдающегося Артиста.

   Андрей Лебедев, дирижер, очень точно заметил, что появление  на сцене Святослава Бэлзы неизменно служило знаком качества каждого концерта, конкурса, вечера или встречи.

   Дмитрий Сибирцев, директор театра Новая опера, назвал Святослава Бэлзу Артистом с большой буквы, которому на сегодняшний день замены нет.

    В середине 90- х годов мне довелось побеседовать со Святославом Игоревичем. Привожу полный текст  материала, опубликованного в газете «Москвичка», где Бэлза являлся членом редакционного совета.

                           

                              ИЗ РОДА ДЖЕНТЛЬМЕНОВ

   Удачливый человек, наделенный умом, красотой и талантом, по народным приметам рождается «в рубашке». Но, кажется, что к тому же элегантный во всех отношениях Святослав Бэлза родился «в смокинге с бабочкой», как, впрочем, и полагается джентльмену. Судите сами. Для того чтобы считаться джентльменом, необходимо иметь двух предков с университетским образованием плюс собственное. А семья Бэлзов помнит о своем предке Марцине Бэлзе, который был ректором Ягелонского университета в Кракове еще в XYI веке.

                            Снисходительный отец и заботливая мама 

   Отец  Святослава, Игорь Бэлза, посвятил жизнь самому прекрасному, что в ней есть, – музыке. Он являлся профессором консерватории и председателем Дантевской комиссии. Свободно говорил на одиннадцати языках и читал лекции в различных университетах на французском, английском, немецком, французском… К примеру, в Италии – на итальянском о звуковом строе стиха Данте Алигьери. Кроме того, Игорь Бэлза занимался Пушкиным, Булгаковым, Гумилевым, Роменом Ролланом. Последней его работой была книга «Пушкин и Мицкевич в истории музыкальной культуры». Благодаря высокому звучанию свого имени он мог  подписываться без дополнительных титулов, просто – «Игорь Бэлза».

   Он был снисходительным отцом, уважал интересы сына. Когда Святослав с 12-летнего возраста начал увлекаться фехтованием вместо того, чтобы грызть науки, он не вмешивался, а только переживал… Правда, когда пошли дипломы, кубки и сын стал чемпионом Москвы и университета, он все равно очень гордился.

    Мама Святослава, Зоя Гулинская, училась в Медицинском институте. Работать по специальности ей не довелось. Выйдя замуж за ученого человека, на семнадцать лет старше ее, она  целиком посвятила себя мужу и сыну. Вместе с тем образование помогло ей продлить жизнь любимому человеку. Они прожили более полувека. Игорь Бэлза не дожил всего месяц до своего девяностолетия.  Он умер в 1994 году. К настоящему времени Зоя Гулинская выпустила пять книг  о великих музыкантах. Первая вышла в серии ЖЗЛ  о  Бедржихе Сметане. Последняя – о  Рейнгольде Глиэре. С 1976 года Зоя Гулинская является членом Союза композиторов. На мою просьбу дать интервью она ответила: «Я не публичный человек и привыкла быть в тени. Книги пишу в перерывах между домашними делами». К этому можно добавить, что она выполняет обязанности секретаря у сына, координирует его работу, ибо тот часто бывает в разъездах: Варшава, Нижний Новгород, Казань… По словам Святослава,  «мама – друг, собеседник, самый строгий критик".

                        Из-за книг нет места ни людям, ни коту                     

    Окончив английскую спецшколу №1 в Сокольниках, Святослав Бэлза, мальчик из музыкальной семьи, идет поступать не в консерваторию, а в МГУ на филологический факультет. Первая статья появляется в 18 лет о польских связях Петра Вяземского.

   - От отца я унаследовал тяжелую болезнь – библиофилию. Мама говорит, что в доме из-за книг нет места ни людям, ни коту. Это моя очень большая страсть в жизни. В тридцать три года я вступил в Союз писателей и, наверное, был самым молодым среди критиков. Я наплодил огромное количество статей и предисловий. Как однажды заметил известный  польский острослов Ежи Лец: «Если хочешь быть впереди классиков – пиши предисловия». И я стал впереди многих классиков. От Шекспира и до Дюма, Жюля Верна, Оскара Уайльда, Бальзака, Грэма Грина. Только мой телевизионный образ несколько заслонил эти заслуги.

   Именно телевидение повернуло Святослава Бэлзу к музыке. На радость родителям. Они увидели, что у сына получается роль ведущего музыкальных передач, вечеров, концертов.

   - Святослав, вы жалеете, что ваша личная жизнь не сложилась, как у родителей?

   - Отвечая на точно такой же вопрос певицы Валерии в передаче V.I.P., я сказал: «Однолюб может сделать несчастной лишь одну женщину. А мне удалось расширить этот круг». К тому же мой образ жизни мало приспособлен к семейному.

   - А одиночества не боитесь?

   - У меня двое сыновей от разных браков. Старший Игорь уже окончил технический вуз. А младший Федор учится в лицее. Мои мальчики мне нравятся.

   - Глядя на вас, думаешь, что вы живете на вечном празднике.

   - Каждому празднику предшествуют трудовые будни. Хотя, конечно, есть навыки, профессиональные наработки.  С другой стороны, я имел облегченный старт благодаря своей семье.

                                 Я не мог быть королем

   Складывается впечатление, что в сутках Святослава Бэлзы не 24 часа, а гораздо больше. Иногда он успевает вести несколько вечеров.. Со спектакля «Женитьба Фигаро» он спешит на концерт. Прямо как в арии: «Фигаро здесь, Фигаро там…» И при этом ни дня без чтения книг. «Я не мог быть королем, - с улыбкой говорит Святослав, - так как не пунктуален, но зато за день успеваю многое».

   Одна из работ Святослава Бэлзы – сборник эссе о роли книги в жизни человека. Он называется  «Homolegens», т.е. «человек читающий». А в прошлом году предисловие к книге воспоминаний Ирины Архиповой «Музыка жизни». «В Галактике Гуттенберга, - замечает он, - я чувствую себя свободно и комфортно, что называется,  в своей тарелке».

   - Иногда слышишь голоса, мол, культура умирает или уже погибла.

   - По-моему, самые тяжелые времена для культуры уже позади. Я вижу в провинции немало подвижников, которые заражают своим энтузиазмом. И местные власти под их влиянием начинают выделять средства. А нытики всегда были, есть и будут. Но нынче и в провинции слезам не верят…

   Недавно в Казани отмечали 125-летие со дня рождения Федора Шаляпина. Я своими глазами увидел новый замечательный концертный зал, в котором установили голландский орган. Я мечтаю, чтобы нечто подобное появилось в Москве.

                                   Несчастным бываю тоже

   Святослав Бэлза имеет множество званий: заслуженный деятель искусств России,  член  Академии  российского искусства, член Академии российского телевидения…

   - Вы счастливый человек?

   - Да. У меня есть любимое дело. Но несчастным бываю тоже. Ощущение несчастья приходит тогда, когда ощущаю себя загнанной лошадью,  и не хватает времени даже для свидания с девушкой. Или чтобы полежать на любимом диване с  любимой книжкой и с любимым котом Бастиком.

                       Светлана Телятникова, фото Аллы Буловиновой

Яндекс.Метрика