В Еврейском музее и Центре толерантности прошла встреча с режиссером Никитой Кобелевым и актерами Театра Маяковского. Она была посвящена постановке пьесы «Бердичев», растянутой на 200 страниц и 30 лет жизни еврейского городка. «Драму в трех актах, восьми картинах, 92 скандалах» написал Фридрих Горенштейн – автор сценариев к фильмам «Солярис» А.Тарковского и «Раба любви» Н. Михалкова. До недавнего времени в России он не издавался и был незаслуженно забыт, хотя многие друзья писателя, в том числе Трифонов, Аксенов, Искандер, были убеждены в его гениальности.
Режиссер Никита Кобелев отметил: «Эта пьеса касается не только еврейской семьи, но и самого понятия семьи. Рахиль, основная героиня, портит жизнь дочери и очень сильно влияет на судьбу своих детей, да и всех окружающих. Но чем больше они стараются стать непохожими на родителей, тем, видимо, больше между ними появляется сходства. История рода – это почти всегда конфликт нового поколения и предыдущего. У Горенштейна он тоже есть. Но сквозь конфликты в этой семье проступает привязанность, любовь, которая глубоко скрыта, возникают очень странные, тонкие связи между людьми, которым пришлось жить долго – в одно время, в одном месте».
По признанию Татьяны Орловой, сыгравшей роль Рахили, она была удивлена, что получила эту роль. Она – не еврейка и никогда не была в Бердичеве. Пришлось много работать над сомневающейся интонацией бердических евреев, которые находились и в обороне, и в нападении. Особо актриса подчеркнула, что приятно работать с главным режиссером Миндгаусом Карбаускисом и режиссером Никитой Кобелевым, которые никогда не прибегают к оскорблениям.
Лев Аннинский, литературный критик, модератор встречи, «человек стоит на переходной ступени. Почему произошли мировые войны? Были дурные правители, не могущие поделить между собой колонии. Коммунизм оказался химерой, в который, к сожалению, поверили миллионы людей нескольких поколений. Постановка пьесы «Бердичев» - это реванш за то, что раньше было нельзя. Прекрасно бы сыграли в этом спектакле Фаина Раневская и Татьяна Пельцер. Они бы могли смягчить многие вещи. Но, увы, им не довелось».
«Бердичев» – сага о послевоенной жизни, охватывающей тридцать лет — с 1945 по 1975 год. В центре повествования – судьба двух сестёр, Рахили и Злоты, и их семьи. Здесь шьют платья на заказ, а также скандалят, проклинают так, что от этих проклятий можно лежать в земле разрезанными на кусочки. Здесь варят варенье и хороший суп «мука и говяжий жир», а Брофенмахер из горкомхоза хочет носить через эту квартиру свои помои. Но у него это не получится: у Рахили – характер. Рахиль невозмутимо гладит белье и также невозмутимо кричит «Пожар!». И также невозмутимо живет жизнь. С двумя женщинами проживает злобный подросток Виля (свой характер Горенштейн выписал беспощадно), который тоже постоянно их проклинает. Плача и смеясь, герои говорят «Ой вей з мир! Я имею отрезанные годы!» Об этих отрезанных годах – о жизни – и речь в спектакле. Шифоньер, швейная машинка Зингер, обеденный стол, кровати с железной спинкой, салфетки ришелье – в спектакле живет и дышит послевоенный советский быт, который сохранялся десятилетиями, хоть менялись радиолы и добавлялись холодильники. Буфет, центр этой бердичевской космогонии, незыблем все 30 лет: потому что буфет – это буфет. На сцене воссоздана и бердичевская водонапорная башня – но уже в театральном макете. Башня сгорала, была разрушена, перекрашена – у нее, как и у семьи Капцан-Луцких - тоже биография на фоне эпохи.
Фото Аллы Буловиновой