Одна из лучших опер Гуно, «Ромео и Джульетта» (1867) стала и одним из наиболее удачных воплощений трагедии Шекспира. Главный акцент сочинения — «драма через лирику» (М. Мугин­Штейн): вражда семей уходит на второй план и служит фоном любовной истории. Основой драматургии становятся монологи и четыре великолепных дуэта главных героев: в них раскрывается вся история их отношений. Именно в «Ромео и Джульетте» Гуно, вслед за его же «Фаустом», окончательно сложилось новое направление оперного искусства второй половины XIX века — лирическая опера (drame lyrique).

     В России опера ставилась нечасто. Этапным стал спектакль Большого театра (1941; возобновление — 1945); в обоих случаях в заглавной партии блистал лучший русский Ромео Сергей Лемешев. Нынешнюю постановку в Новой Опере — первую в России за 40 лет — осуществляет известный французский режиссер, художник и сценограф Арно Бернар. Российским зрителям он известен постановками «Жидовки» Ф. Галеви, 2010; «Богемы» Дж. Пуччини, 2011  в Михайловском театре. Музыкальный руководитель - приглашенный дирижер Новой Оперы Фабио Мастранжело.  В рамках Крещенского фестиваля 17 января 2014 года под его управлением театр представил концертное исполнение «Ромео и Джульетты».

    Фабио Мастранжело: «Ромео и Джульетта» — опера, которую я хорошо знаю и очень люблю. Многие годы она входит в число самых близких мне произведений. В театральном смысле это очень сильное сочинение. В сравнении с «Капулетти и Монтекки» В. Беллини, основанной на той же интриге, либретто оперы Ш. Гуно выигрывает. Композитор по-настоящему верен шекспировскому тексту, его вариант переложения пьесы очень точен. В либретто, на которое опирается Гуно, и в его музыке есть та самая жестокость, которая слышится у Шекспира. Суть моего спектакля — восстановить, проявить эту жестокость, заложенную в шекспировской пьесе.

    Арно Бернар, режиссер-постановщик и художник спектакля: «Мне кажется, солисты, исполняющие партии Ромео и Джульетты, должны быть на самом деле почти влюблены друг в друга. Иначе в эту историю будет трудно поверить.

Другая сложность — по сюжету Джульетте 14 лет, и переживания девочки-подростка в сотни раз интенсивнее, чем у взрослого человека. Она впервые ощущает любовь и всё, что с ней связано. Поэтому солистка, исполняющая эту роль, должна совместить мастерство пения с особым психологическим подходом, чтобы показать этот юный возраст. И здесь наша с режиссером задача — помочь солистам. Я постараюсь сделать всё, чтобы они максимально донесли эту прекрасную историю слушателям».

       Присутствующие на премьерном спектакле зрители поверили, что прекрасно исполнившие свои партии Ирина Костина (Джульетта) и Георгий Васильев (Ромео), испытывали пылкие чувства друг к другу. Они были  естественны и правдоподобны в любовных сценах, говорящих о непобедимой страсти Ромео и Джульетты, ставших эталоном любви (forever).

Светлана Телятникова  
Фото Аллы Буловиновой
  

Яндекс.Метрика