На малой сцене Театра Терезы Дуровой - премьерный спектакль режиссера Ирины Пахомовой «Мольер. Наследники». «Нам всем не хватает простого, душевного... и немного наивного юмора», – говорит худ. руководитель театра Тереза Дурова, объясняя выбор литературного материала для новой постановки, которым по результату стали сразу три ранних комедии Мольера: «Шалый, или все невпопад», «Любовь-целительница» и «Летающий лекарь». Сюжеты их объединили в 2-х действиях, и получили нечто новое.

Фабулы своих пьес Мольер, будучи еще совсем молодым и неопытным драматургом, заимствовал из традиционного итальянского театра дель-арто (здесь есть обязательные: двое влюбленных - он и она, которым мешают соединиться узами брака их упрямые отцы, а так же смышленые слуги, которые всю ситуацию и разруливают). Действие у автора имело форму модного в то время французского фарса. Но великий Мольер уже и в этих своих сочинениях заставляет публику задуматься над несовершенством человеческой натуры, и словно провоцирует зрителей на неоднозначное восприятие героев и их плутовских поступков, а порой и откровенно нечистоплотных.

В самом начале планшет сцены - в обрамлении бутафорских колонн и живописных порталов средневековья, остальная площадка максимально открыта  - все внимание к игре артистов. А они здесь демонстрируют высший пилотаж лицедейства! И это то, что впечатляет в спектакле более всего, и на что стоит придти и посмотреть особо. Динамично, слаженно, в одном ритме разыгрываются дуэты, складываются мизансцены, а ситуации по воле автора смешны и парадоксальны. Манера игры фарсовая, эксцентричная, - когда мимика, жесты и каждое движение выражают потаенную мысль или чувство, предшествуют острому слову или репризе.

Публика еще только собирается в зале, а по сцене уже скромно расхаживает уборщик с тряпкой, ведром и шваброй. Одет просто, но в то же время подозрительно живописно – на нем свободного кроя белая рубаха и красные треники на черных помочах. Вскоре станет ясно, что это и есть главное действующее лицо всех будущих интриг - слуга своего господина, лакей  Маскариль (артист Сергей Батов), - с виду «рубаха-парень», однако выдумщик и обманщик. Он предан своему хозяину, хоть и относится к нему снисходительно и даже с неким презрением.

Его молодой господин - Лелий (артист Григорий Чеглаков), полный антипод своего лакея - простак, инфантилен и неуклюж, а что бы добраться до предмета своей любви прекрасной рабыне Селии (артистка Анастасия Фадеева), согласен на любые неблаговидные предложения своего лакея, и даже на инсценировку похорон собственного отца!

Отдельное восхищение вызывает работа художника по костюмам Ирины Новичковой. Прикид персонажей сам рассказывает о своих героях. Белая рубаха Маскариля кричит о том, что он открыт миру и готов поспорить со всеми его перипетиями. На Лелии жилетка в серую клетку и такой же расцветки короткие штаны – и это его натура так сера и неинтересна для окружающих, а сам он еще не вырос из детства, зато задумал жениться на красавице Селии! Многослойный костюм у его отца Пандольфа (артист Николай Зверев), – облачен в длиннополое, расстегнутое пальто коричневого цвета, под ним длинный красный шарф, и что-то еще цветное, – понятно, что это явный консерватор, но и наверняка персонаж с сюрпризом... И каждая деталь на своем месте, и все хочется рассмотреть подробно. Буйство красок продолжается и во втором отделении, а оно уже в другой стилистике, задействованы две следующие означенные пьесы Мольера, - действие переносится в далекое прошлое. Форма спектакля «театр в театре» позволит появиться персонажам в париках и пышных кринолинах эпохи Людовика ХIV.

Можно сказать точно, спектакль удался! Публика шла повеселиться, и получила то, что хотела. Зал аплодировал стоя.

Елена Белякова, фото Абрамова

Яндекс.Метрика