«Пуф, или Ложь и истина» французского драматурга Эжена Скриба (1791-1861) появилась в репертуаре Театра Вахтангова. Режиссер-постановщик Ася Князева подчеркнула, что для нее в этой комедии на первый план выходит тема Божественной справедливости – непостижимой ни для конкретного человека, ни для человечества в целом. Каждый человек несет свою правду, свое представление о том, как должно быть. И он верен  своей правде, пока не встречается с другой правдой, а потом со многими разными правдами…

 

Божественная справедливость – то, чего человек не может найти, но мысль о ней живет в нем постоянно. Как это не парадоксально звучит, комедия возникает не тогда, когда надо повеселить, но когда больше ничего не остается, кроме как смеяться. Так называемый смех сквозь слезы.

Французское слов «пуф» у Даля означает «нелепую выдумку». В русском языке есть свой аналог «пшик», то есть пустота. По словам Аси Князевой, пришел тот момент, когда стало понятно, что необходимо обратиться к этой пьесе, чтобы ответить на какие-то очень важные вопросы. Поскольку пшик сегодняшний невероятно быстро плодится и размножается среди нас, то дальше о нем умалчивать никак нельзя.

И вот на Новой сцене вахтанговского театра во французских реалиях века XIX речь идет о людях, примирившихся с ложью, хитростью, лицемерием во имя собственного блага. В их числе, к примеру граф де Мариньян, государственный деятель (артист Владислав Демченко), Сезара Дегоде, делец (артист Евгений Князев), Коринна Дегоде, его дочь (артистка Мария Бердинских). Однако нашлись и те, в чьих сердцах остались честь и любовь. Борцами за правду выступают офицер Альбер д’Ангремон, офицер колониальных войск (артист Николай Романовский) и его возлюбленная Антония (артистка Анастасия Джентилини). Альбер д’Ангремон приехал из Алжира в отпуск в Париж, чтобы помочь вдове убитого друга. Его история о том, к чему может привести желание быть честным. По мнению народного артиста России Евгения Князева, именно такие Альберы – основа общества. «Я эту параллель даже провел с нашим замечательным художественным руководителем Римасом Туминасом. Любитель правды театра, он был, вероятно, одним из последних режиссеров, которые делали настоящий театр». В этом спектакле Евгений Князев впервые работает со своей дочерью Асей как режиссером. Она трансформировала Пуфа в собирательный образ необученного ангела (артистка Александра Стрельцина). И тот вникает, учится, кому-то помогает или, наоборот, делает мелкие пакости, достигая своего результата. Все вроде бы получили то, что хотели. Но чувство истинной радости обрели ли они? Только радость, которую дает Господь, и есть мерило верного пути в этом мире.

Как завещание потомкам в устах героя пьесы звучат слова Эжена Скриба: «Когда люди  убедятся в том, что большинство великих людей, вместе со славой своей и с предисловиями к своим трудам, представляет собой бесстыдную ложь в орденах и переплетах. Когда все люди, так же как и вы, осознают, что почти все современные репутации сфабрикованы и не содержат и слова правды... А общество наше, утратив веру в дутые авторитеты, потребует, наконец, подлинных достоинств, вместо вымышленных обманок. Вот тогда  школа лжи превратится в школу истины».

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото пресс-службы театра

Яндекс.Метрика