Самое уникальное сооружение в Тибете - дворец Потала. Буддисты Бурятии, Калмыкии и Тувы, исповедующие ламаизм, мечтают раз в жизни совершить паломничество в Лхасу и переступить порог Поталы, дворца далай-лам. Из-за несогласия с политикой КНР Далай-лама XIY давно живет в индийских Гималаях. 13-этажный дворец расположен на высоте 3767 м над уровнем моря. Ни один дворец мира не стоит так высоко. Помимо резиденции, там находятся ступы, где покоятся останки далай-лам.

 

                                                                                                                               Между двумя полками

Цинхай-Тибетская железная дорога, ведущая в столицу Тибета Лхасу, открылась одиннадцать лет назад. Строилась пять лет. Сегодня это – самый высокогорный железнодорожный путь в мире. Его протяженность 1965 км. Участки проходят в основном на высоте 3000 м, местами  - в зоне вечной мерзлоты. Самая высокая точка – гора Тангула – 5079 м, расположена в 500 км от города Синин. Словом дорога в облаках.

Делегация российских журналистов из Пекина прилетела в Синин, столицу провинции Цинхай, чтобы совершить на чудо-поезде уникальное путешествие на «крышу мира», которое случается, наверное, лишь однажды в жизни. Хотя все бывает, ибо неисповедимы пути Господни.  Мне, например, дважды довелось увидеть Тибет.

Большинство не знает, что Тибет как лакмусовая бумажка проявляет образ жизни человека. Если куришь или увлекаешься алкоголем, то проблемы возникают с неизбежностью. Так, мои коллеги, все без исключения, испытывали удушье от недостатка кислорода, а тибетские лекарства помогли только на ограниченное время. Местное население старается жить без вредных привычек.

Нам предстояла долгая дорога – 25 часов.  Мы сели в плацкартный вагон, где  по шесть спальных полок, три с одной стороны, три  с другой. У меня– вторая полка, третья – совсем под потолком, забраться на нее смог бы физически тренированный, легкий человек. Мои соседи, китайские мужчины, сделали это очень ловко и довольно быстро заснули. Не было ни дорожного вина, ни разговоров, ни песен. Правда, работало радио, которое выключить, оказалось, невозможно. Оно прекратило вещание в 23.00, а в 7.00 включилось снова и уже не умолкало до конечного пункта нашего пути. Естественно, что с первыми его звуками, оповестившими, что солнце взошло, и новый день начался, мы дружно проснулись и направились совершать утренний моцион.

                                                                                                                               Аэрозоли взрывались   

В туалетной комнате – большое зеркало, ряд умывальников, сверкающих белизной, ковровая дорожка – все чисто. Меня, как иностранку, мужчины пропустили без очереди. Вот она, традиция восточного гостеприимства, передающаяся из поколения в поколение. Вроде бы и мелочь, но очень приятная.

За окном – неизменный горный пейзаж. Однако создавалось впечатление, что поезд движется по гладкой равнине, без каких-либо подъемов и спусков. На высоте примерно 5000 м у моей коллеги взорвались в сумке все аэрозоли. Можете себе представить, каково давление атмосферы.

Пассажиры поезда покупали легкую еду, которую разносили во время завтрака, обеда и ужина. Использованную одноразовую посуду выбрасывали в урны, находящиеся в купе, которые уборщики постоянно опорожняли. И несколько раз за день они  подметали пол во всем вагоне. Главное занятие пассажиров в пути – наблюдение за проплывающим пейзажем и фотографирование гор. Особенно народ оживлялся, когда на некоторых остановках разрешалось выйти на перрон. Все хотели запечатлеть свои радостные улыбки на фоне величественно-суровых гор. Но начало смеркаться, и мы, наконец, приехали в Лхасу. Тут нас ждало новое чудо – железнодорожный вокзал.

                                                                                                                               Мао был прав

Я бывала на европейских вокзалах, например, в Британии, Германии, Франции. Но нигде не видела такого дворца. Архитектура – тибетская, сочетание цветов – красный и белый, как в резиденции далай-лам. На вокзале четыре пассажирских зала, две комнаты для приема высоких гостей. Одну из них украшал ковер с изображением Эвереста, другую – дворца Потала. Нам организовали встречу с господином Сюи Хайнин, директором вокзала. Он принимал участие в его строительстве и, как рассказывают, со слезами на глазах встречал первый поезд.

- Прежде чем приступить к возведению железной дороги, мы создали комиссию по изучению опыта БАМа, чтобы перенять положительный опыт русских и избежать ошибок, - рассказал он. – Самые большие трудности возникли в зоне вечной мерзлоты. Там нужно было создать под рельсами подушку-трубу, чтобы температура не зависела от таяния льдов. Проблему старались решить комплексно, например, сразу же подумали о месте удобной парковки машин.

- Из каких городов Китая можно добраться в Лхасу?

-Идут поезда из Пекина, Шанхая, Синина, Чамдо, Ченцы, Линчжоу. Наша столица – туристическая Мекка, сюда стремятся попасть  люди со всего мира. Больше всего туристов приезжает из Канады, Германии, Британии, Японии, Южной Кореи.  Из России пока немного. У нас самый лучший сезон с июня по сентябрь.

- Кто из высоких гостей уже приезжал к вам?

- Делегация из Евросоюза, Панчен-лама… А теперь ждем следующих гостей. Как говорил Мао Дзэдун: «Мы любим гостей встречать, и мы любим гостей провожать».

С этим было невозможно не согласиться. Гости должны чувствовать внимание и заботу от первой и до последней минуты, что бы им было «охэхао», то есть хорошо.                

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото посольства КНР в России

Яндекс.Метрика