В Музее Льва Толстого на Пречистинке открылась удивительная во всех смыслах выставка: «Репин: миф о Толстом». Удивительная она потому, что рождает много мыслей. Да, наверное, в этом и состоит задача любой выставки. Однако, когда на целые тридцать лет встречаются два титана – писатель и художник, притом второй не считает себя равным первому. А дружба эта воплощается в живописные, графические и скульптурные произведения искусства – в по-настоящему канонические образы «великого писателя земли русской».  

В этом случае сознание людей на несколько поколений вперед оказывается под мощным влиянием. Отсюда и название выставки. Стоит добавить, что в нынешнем году исполняется 175 лет со дня рождения одного из главных русских художников – Ильи Репина. Даже на фоне той, репинской выставки, что устроила Третьяковская галерея в память великому художнику, крошечная музейная выставка, уступая в масштабах, не уступает в смыслах. Экспонатов, представленных здесь, нет в экспозиции ГТГ. Например, портрет писателя, который непременно удивит, он называется «По ту сторону жизни». Картина написана уже после смерти Толстого. Она много лет лежала в запасниках, но была специально отреставрирована к выставке. Упоминая эту картину, Репин писал: «Посланник Бога». Да, Толстой был властителем дум, почти небожителем для многих, существовало даже движение толстовцев - последователей учения великого не только писателя, но и моралиста, борца за переустройство общества на справедливых началах. В первые годы знакомства Репин много спорил с Толстым, не разделял его идеологию и все же… «Каждое его слово я бы высек на мраморных скрижалях и читал бы эти заповеди поутру и перед сном», - писал Репин спустя семь лет после знакомства с писателем. «Лесной Царь», «Благородный Прометей»… - таким виделся писатель художнику. Поразительное отношение одного человека к другому. Оба великие. Критик Владимир Стасов называл Репина Толстым в живописи, и все же Репин не чувствовал себя равным Толстому. Восхищение могучей личностью друга вылилось в мифы о Толстом, созданные художником.

Когда спустя годы знакомства Репин был приглашен в Ясную Поляну, он старался подстерегать писателя, чтобы зарисовать его на прогулке, на молитве в лесу, за сохой на пашне… Порой приходилось извиняться за непозволительные просьбы. Скажем, рисунок пашущего графа был сделан всего за 10 минут. Но именно этот потом был растиражирован и хорошо известен всему мир - попал на открытки, вышивки и даже этикетки духов и одеколона! Получились какие-то лубочные картинки. Это волновало художника: «Что скажет Софья Андреевна?». Боялся огорчить, ведь образы быстро и прочно вошли в массовую культуру. За это Репин подвергся критики, многочисленными изображениям в карикатуре, например, как двумя руками пишет пашущего Толстого, хотя известно, что писатель специально не позировал. Недаром рабочее название выставки «От Иконы – к иконке». «Это вопрос жизни призведения искусства», - пояснила Фёкла Толстая. А упомянутая выше картина «По ту сторону жизни» - портрет Толстого в полный рост в цветущем яблоневом саду со взором, устремленным к небу. Образ навеян фотографиями секретаря Л. Толстого В. Черткова, где Толстой смотрит именно так. Фотография - миф? Картина ли - миф? По крайней мере, их авторы – влюбленные в личность Толстого люди. А мифы сопровождают жизнь титанов и множатся после их смерти. Например, Репин был недоволен работой Николая Ге и специально занялся скульптурой, чтобы вылепить настоящий бюст Толстого.

В музее посетители увидят целых три бюста, исполненных Репиным, один из них даже раскрашен художником. Толстой получился как живой с пронзительным заинтересованным взглядом, даже страшно делается, когда внимательно всматриваешься в него. Живой дух. Только гений мог создать такой портрет другого гения. Неумирающий образ мифического героя. Характерно, что босого Толстого Репин начал писать в 1891 году, потом на 10 лет отложил эту работу и вернулся к ней, когда Толстой был отлучен от Церкви – это событие сообщило новый творческий импульс.На выставке много фотографий, сделанных через 28 лет после первого знакомства писателя с художником. Только 28 лет спустя! – вдруг обнаружилось, что нет совместных фотографий, хотя Репин со своей второй женой Н.Б. Нордман (Северовой) бывал у Толстых все эти годы – пили чай, гуляли, музицировали вместе с Софьей Андреевной. Репин не разделял идеологию Толстого на устройство общества, они много спорили, Репин упрекал писателя в том, что тот изменяет Божьему дару – не пишет романов, а слишком углубился в социальные вопросы. Признавался старшей дочери Толстых Татьяне, что не может быть вегетарианцем и моралистом, для этого слишком любит земную жизнь.  Куратор выставки Олеся Волосевич отмечает: «Диалог таких масштабных фигур в литературе и в живописи – подарок, который получило русское и мировое искусство. На выставке мы предлагаем глубже погрузиться в историю их взаимного влияния».

Марфа Зубкова, фото Светлана Телятникова-Никабаде

 

Яндекс.Метрика