В одном из самых уютных выставочных залов Москвы, галерее ARTSTORY, открылась выставка Азама Атаханова с символическим названием «Поэма о смыслах». Эта выставка способна привести в разум человека, повернутого на достижениях цивилизации. Таких творцов, подобных Азаму Атаханову немецкий философ Хайдеггер назвал «пастырями Бытия». Несказанная радость оказаться в их обществе. Это особые люди, хранители культуры, без которой мир давно бы погиб во зле.

 

Азам не просто великолепный колорист, не просто прекрасно владеет искусством европейского Ренессанса и импрессионизма, русского реализма и авангарда, что может быть, не совсем удивительно для выпускника Республиканского художественного училища в Душанбе, а также и Московского государственного художественно-промышленного университета имени Строганова. Азам - философ, поклонник суфийской поэзии, и название выставки не случайно отсылает нас к одноименной поэме Руми (1207 – 1273) суфия-пантеиста. Отчасти, экспозиция в ARTSTORY – иллюстрация художника к мыслям поэта.  И, пожалуй, это то, что мы давно хотели услышать, но не знали куда пойти. А всего-то нужно было повернуть голову на Восток, хоть на время, для сравнения. Или достать томик ирано-таджикской поэзии и, уединившись в тихом спокойном месте, погрузиться в мир любви и мудрости. Первым, кто сравнил живопись с поэзией, был крупнейший представитель немецкого просвещения Готхольд Эфраим Лессинг (1729-1781). Хорошо быть образованным человеком, когда, глядя на картины, вспоминаешь столько классиков как западной, так и восточной культуры. И подарил эту радость – воспоминание об университетском образовании - таджикский по рождению, а по духу космический художник.

Его полотна яркие, полные какой-то почти неземной жизни. Ведь даже купание в подмосковной речке у него выглядит как божественное таинство, навевая мысли о русской иконе или полотнах Петрова-Водкина. На многих картинах изображены крылья – ангелы парят над нами, невидимые глазу обывателя, они вполне реальны для художника. О чем бы он ни писал – всюду закодированы шифры – послания своим современникам. «Экзотический цветок» - его можно разглядеть на втором плане, крошечный, а на первом - прекрасная женщина, художник восхищается прелестной женской плотью, способной подарить земле новые цветы, столь же очаровательные. «Утро» - самое лучшее время наступивших суток, оно полно свежести, энергии, обещания того, что должно сбыться, мы же знаем: «Кто рано встает, тому Бог подает». «Калитка в Рай» - где он? - да только протяни руку и ты – в Раю, ведь это сад перед твоим родным домом. «Свидание в Сочи» - говорит о том, что жизнь проникнута так недостающей многим романтикой, надо только повернуться к ней лицом. «Гость» - о! тут торжество в доме, а восточный дом – это две половины - женская и мужская, пока мужчины заняты важной беседой (на первом плане), женщины (на втором плане) готовят угощение. Это традиция. «Певец» же напоминает об умении слышать музыку сфер. «Дедушкин сад» - то, что стоит беречь. «Благая весть» - просветление, оно приходит в жизнь каждого через страдание. «Салям Алейкум» - дружба – как это важно не враждовать. Картины – послания о скрепах красоты и мира, не отходи, соблюдай завет, тут твой Путь. Позор бескрылым в этом мире. Художник стирает грани веков. Он знает: главное, что нужно человеку для счастья в этом мире, не убиваемо, не исчезаемо, оно есть в Вечности, и туда интуитивно стремится всякая человеческая душа. «Все – в нас, красота, любовь, достойная жизнь. Надо это понимать. Созидающие люди - среди нас, просто они не на виду», - говорит Азам. И опять возникает ассоциация с классиком: «Тишина сильнее бури» (Мережковский).

О художнике

Азам Атаханов (1964 г.р.) с 1990 года член Союза художников СССР, с 1997 года – член Московского союза художников, участник отечественных и международных выставок. Обладатель многих наград. Его полотна находятся в коллекциях разных государственных музеев, в Банке реконструкции и развития (Вашингтон), в частных коллекциях в России и за рубежом.

Марфа Зубкова

ВЫСТАВКА ОТКРЫТА ДО 28 июля

Яндекс.Метрика