В этом апреле в издательстве "Театралис" вышли в свет две книги: "Юрий Любимов в зеркале Вахтанговской сцены" Эллы Михалевой и "Смотрите же, чтоб было посмешней". Максим Горький и Театр имени Евгения Вахтангова" Виктора Борзенко. Новые издания представили в АРТ-КАФЕ их авторы, а также директор театра Кирилл Крок, доктор искусствоведения Ольга Ерошина и Каталин Любимова. Во вступительном слове К. Крок отметил, насколько плодотворна издательская деятельность Вахтанговского театра.

На сегодняшний день в ее активе семнадцать изданий, посвященных его истории и выдающимся вахтанговцам. Это было бы нереально без Музея при Театре имени Евгения Вахтангова, открывшемся в 1931 году. Но еще раньше, в 1913-м, жена Евгения Богратионовича Вахтангова - Надежда Михайловна - начала собирать материалы, послужившие основой музея. Сегодня в его архиве  хранятся тексты к спектаклям, их составы, отзывы прессы, протоколы худсоветов, режиссерские экспликации, творческие досье режиссеров и актеров, афиши, ноты, фотографии и т.д.

               Друг нашего театра

Тему продолжила Элла Михалева:

- Книга о Юрии Любимове родилась в этих стенах. Здесь совпало два момента. То, что театр занимается, по сути, подвижнической деятельностью, публикуя уникальные материалы. И то, что я всегда испытывала огромный интерес к творчеству Юрия Петровича. В частности, к раннему актерскому периоду, долгое время как-то выпадавшему из сферы внимания театроведов. А ведь то была прелюдия. Время, которое предваряет его стремительный режиссерский взлет.

В Вахтанговской школе будущий режиссер-реформатор обучался актерскому мастерству у виртуозов сцены - учеников Евгения Вахтангова. Любимов был непосредственно связан со знаменитым театром немало лет - начиная с довоенного времени и вплоть до памятных шестидесятых, во многом изменивших общество. В книге прослеживаются не только этапы актерского пути Юрия Петровича, но и круг его интересов, особенности творческой среды. То, что впоследствии найдет отражение в его режиссерском методе.

Друг нашего театра. Так Кирилл Крок представил на презентации вдову мастера Каталин Любимову. Которая в первую очередь поблагодарила его за всестороннюю помощь в том, что касается сохранения творческого наследия мужа. И за это издание, которое "хорошо читается и интересно не только деятелям театра". Она высоко оценила труд автора Эллы Михалевой.

- Я знаю, что такое, когда под рукой огромное количество документов разного уровня. И надо из всего этого создать цельный материал. Спасибо всем, кто принимал участие в работе над книгой. И еще хочу сказать, что для меня честь быть другом вашего театра.

"Смотрите же, чтобы было посмешней" - это книга о сотрудничестве Максима Горького и Театра имени Вахтангова, начавшемся с постановки спектакля "Егор Булычев и другие". Незадолго до смерти писатель передал еще одну пьесу "Достигаев и другие". В последующие годы вахтанговцы не раз обращались к творчеству классика. Сегодня на сцене театра можно увидеть в постановке Владимира Иванова "Люди как люди" (по горьковской пьесе "Зыковы").

               Заасфальтированный классик

Второму презентуемому изданию также были адресованы содержательные речи.

- Мы до сих пор находимся во власти хрестоматийных представлений советской эпохи, - сказал Виктор Борзенко. - Так, в истории дружбы и сотрудничества Максима Горького с театром много недосказанного. Примером может служить сюжет о том, что режиссер Борис Евгеньевич Захава много спорил по поводу предложенного Горьким финала "Егора Булычева.." Отлакированные стенограммы существенно расходятся с тем, что в них было изначально.

В новой книге сам подбор фактов, их анализ дают возможность читателю поразмышлять о том, что такое в указанное время "театр и власть", "театр и Сталин", вахтанговцы и соцреализм. С годами добавляются новые штрихи к пониманию невероятно сложной эпохи, кого-то возвеличившей, кого-то растоптавшей. Часто и то, и другое в пространстве одной судьбы.

- С Горьким сложная история, - начала свое выступление Ольга Ерошина. - Ни одного другого писателя не чествовали так при жизни. Еще в первой ее половине. Когда же он стал советским писателем, его популярность только возросла. Но это уже была популярность другая. Спущенная сверху. Его история о том, что такое, когда тебя душат в объятиях... И можно ли этому противостоять?

Ольга Ерошина, блестящий театральный критик, образно высказалась о Максиме Горьком. "Заасфальтированный классик", к которому, казалось, не прорваться. К живому и настоящему. Но это происходит. И благодаря таким книгам, как только что увидевшая свет.

- Театр Вахтангова работает над тем, чтобы у нас оставалась долгая память, - сказала она в заключение. И с этим невозможно не согласиться.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика