В Третьяковской галерее - событие. Открылась выставка года - ретроспектива Ильи Репина, позволяющая проследить его творческий путь в течение полувека. На трех этажах выставочных залов Новой Третьяковки (Крымский вал) представлено более 300 живописных и графических работ из 28 музеев. Организаторы на пресс-показе в первую очередь говорили о концепции масштабного проекта (генеральный спонсор выставки - банк ВТБ). Директор ГТГ Зельфира Трегулова:

-  Эта выставка открывается через 25 лет после последней большой экспозиции произведений выдающегося художника. Она была развернута в 1994 году в рамках празднования 150-летнего юбилея Репина. Тогда было много интересных экспонатов, однако сегодняшняя ретроспектива ее серьезно превосходит. Событие, приуроченное к 175-летнему юбилею, дает возможность углубленного отношения к художнику; понимания задач, которые он ставил перед собой; преодоления шаблонов советской эпохи. Мы поставили перед собой задачу прояснить то, что его по-настоящему волновало, но было изгнано из общественного сознания. Мы пытались найти новые смыслы и приблизить Репина-классика к сегодняшнему дню.

Куратор выставки Татьяна Юденкова:

- Многим известна крылатая фраза Ильи Ефимовича "Я люблю разнообразие". И за это его критиковали даже друзья, укоряя во всеядности. Нам же хотелось показать цельность этой творческой натуры, которая как раз и проявлялась в стремлении к разнообразиию. Репин был одарен талантом видеть очень многое. Сегодня изменилась наша оптика, у нас больший , чем у предшественников, запас искусствоведческих знаний. И потому можно оценить мастера в той мере, в какой он того заслуживает.

Экспозиция строится по хронологическому принципу. Она включает в себя 14 разделов, в том числе "Пенсионер Академии художеств в Европе", "Смех и танец. Энергия жизни", "Народническая серия", "Евангельские и житийные сюжеты", "Предчувствие революции", "Лев Толстой. 1887-1909", "В эмиграции". Посетители, конечно, увидят хрестоматийные произведения: "Бурлаки на Волге", "Крестный ход в Курской губернии", "Запорожцы" и др. Но их ждет переосмысление каких-то представлений. Вот знаменитое полотно "Не ждали". А рядом дан первоначальный его вариант. И там вместо мужчины, изнуренного заключением и мучимого тревожным вопросом "Что дома?", женщина, возвратившаяся из ссылки. Ее тоже не ждали...

Не менее известная картина "Перед исповедью". В тюрьму к народовольцу приходит священник. У обреченного на казнь совсем немного времени, чтобы покаяться. Этот трагический сюжет неоднозначен. Но вот привычное людям старшего поколения название "Отказ от исповеди" как раз диктует строго определенный вектор. Неудивительно, что оно впервые появилось в каталоге репинской выставки в 1936 году. И закрепилось на десятилетия. Ныне картина называется так, как изначально было у самого автора.

В некоторых произведениях Репина отмечали антиклерикальную направленность. И кивали на сатирически выписанного "Протодиакона" или "Крестный ход..." с гротескным изображением помещицы, жандарма, церковников. Впрочем, и представители "простого народа" вызывали сложные ощущения. Видный критик Владимир Стасов отмечал, что налицо собирательный образ "Руси во всем ее величии и во всем ее будничном безобразии". А другой критик (тоже современник художника) выразился жестче: "Не ищите в этих лицах и фигурах глубокого религиозного настроения. Его нет, вместо него - одна суетня, одно пристрастие к обрядности". Что ж, Репин как реалист имел право сделать акцент на этой стороне внешней религиозности, отличающейся от подлинной. Однако здесь на выставке можно увидеть и Христа как тип идеального человека в "Воскрешении дочери Иаира". И вообще весь раздел "Евангельские и житийные сюжеты. 1880-1890-е" свидетельствует: о воинствующем атеизме мастера говорить не приходится.

 

Илья Ефимович блистателен во всех жанрах, однако портретный доминирует. Недаром его изображения выдающихся людей стали каноническими. Толстой, Тургенев, Мамонтов, Столыпин... Список можно продолжать долго. Одна из самых пронзительных работ - портрет Мусоргского, созданный в госпитале незадолго до его смерти. Одутловатое лицо, воспаленный взгляд, не первой свежести халат. Показательно, что деньги, полученные от Павла Третьякова (он сразу же приобрел это произведение для своей галереи), Илья Ефимович пожертвовал на памятник ушедшему композитору.

Свое почетное место занимают в репинской галерее и его близкие. Младший брат Василий. Старшая дочь Вера ("Стрекоза"). Первая жена Вера Алексеевна ("Отдых"). "Отдых" художник писал в период распада их брака. Но задремавшая в кресле женщина, уставшая от семейного неблагополучия, показана с сочувствием и даже нежностью. У живописца есть немало портретов тех, кого называют "интересная женщина". Думается, такая характеристика выше рангом, чем "какая красавица!" На выставке нас ждет лучший из пяти портретов художницы Елизаветы Званцевой. Это воплощение шарма, ироничности, глубины. Успешная в профессии, она оказывала активное содействие собратьям по цеху. Одинокая и бездетная, она пыталась после революции облегчить участь беспризорников. Милосердие было главным ее ориентиром.

Мощному дару Ильи Репина подвластны сложнейшие в исполнении многофигурные композиции. Грандиозное полотно "Торжественное заседание Государственного совета 7 мая 1901 года в день столетнего юбилея со дня его учреждения" (1901-1903) предоставляет уникальный шанс увидеть крупным планом царских сановников. На выставку его привезли из Русского музея (Санкт-Петербург). В Москве для экспонирования изготовили соответствующую раму. Ретроспектива открывает серию выставок, посвященных 175-летнему юбилею. Они пройдут в Санкт-Петербурге, Париже и Хельсинки.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Выставка в Новой Третьяковке (Крымский вал) продлится до 18 августа 2019 года.

Яндекс.Метрика