В выставочных залах Патриаршего дворца и Успенской звонницы открылась выставка  "Сокровища императорского дворца Гугун. Эпоха процветания Китая в XVIII веке". Экспозиция является частью обменного культурного проекта между Россией и Китаем. В конце лета 2019 года в пекинском Музее дворца Гугун откроется выставка из собрания Музеев Московского Кремля "Церемониалы российского императорского двора". Таким образом, две страны предоставляют наглядную возможность познакомиться с прошлым друг друга.

 

Со средой обитания, атрибутами, символами, самой системой церемониалов высшей власти. В пресс-показе начавшей свою работу выставки приняли участие: генеральный директор Музеев Московского Кремля Елена Гагарина, куратор выставки Екатерина Щербина, директор Департамента международной и выставочной деятельности Екатерина Караваева, заместитель директора Музея дворца Цзи Тяньбинь, заместитель директора отдела по изучению дворцовой жизни и императорского церемониала Ван Цзылинь.

Выставка главным образом сосредоточена на времени правления одного из самых прославленных монархов Китая - императора Цяньлуна (1736-1796). Елена Гагарина так характеризует эту незаурядную личность: "Дольше всех правителей Поднебесной он удерживал власть в своих руках. Экспозиция отражает основные вехи его жизни, преисполненные яркими событиями и важными государственными свершениями. Прекрасное образование, тонкий художественный вкус и мощный творческий потенциал позволили императору Цяньлуну оставить след в истории Китая и как знатоку древностей, поэту и каллиграфу, лично участвовавшему в создании произведений искусства".

 

Посетители увидят более ста экспонатов. Предметы мебели, парадные одеяния, украшения, портреты, образцы живописи и каллиграфии, произведения декоративно-прикладного искусства, документы и т.п. Стоит подробнее сказать хотя бы о нескольких из них. Обитатель тронного зала дворца Гугун - императорский трон из древесины цзытань (очевидно, речь идет о красном сандаловом дереве) с резьбой по красному лаку. В нем восседал Цяньлун, неизменно обращенный лицом к югу. По обе стороны располагались курильницы - парные фигуры лудуаней. Это такой мифический благовещий зверь, понимающий все языки, видящий на тысячи километров вокруг и оберегающий властителя от всех опасностей. Считалось, что он сопровождает по жизни лишь достойных просвещенных правителей. Еще одна любопытная пара - бронзовые фигуры журавлей, декорированные в технике перегородчатой эмали. В китайской мифологии журавли являются спутниками небожителей. Они также стояли по обе стороны трона, как бы выражая монарху пожелания здоровья и долголетия.

Феерической яркостью красок и в то же время отсутствием даже намека на аляповатость привлекают парадные одеяния императоров и императриц - халаты чапао. Мужской выполнен из узорчатого шелка сапфирового цвета (правитель надевал его во время молений о дожде и урожае). Женский из шелка с золотыми нитями и "лунно-белой" подкладкой. Тут же наличествуют и парадные сапоги императрицы - настоящее произведение искусства. От таких не отказалась бы сегодня ни одна модница. Верхняя часть украшена золототканым узором в виде облаков и драконов. Голенище выполнено из атласа императорского желтого цвета (минхуан), нижняя часть - из синего атласа. Носок и задник обшит бархатными аппликациями.

Но все же в эпицентре внимания наверняка окажутся не эти роскошные предметы, а вертикальные свитки (бумага; водяные краски, тушь), которые буквально завораживают заключенными в них красотой бытия, умиротворением, несуетностью. "Послание безмятежной весны" Джузеппе Кастильоне (Лан Шинин), где дважды изображен император Цяньлун. В юном и зрелом возрасте.  Он (они) любуется распустившимися цветами сливы мэйхуа. Итальянец Кастильоне прибыл в Китай как миссионер и стал востребованным придворным художником. В его творчестве гармонично соединились приемы западноевропейской живописи и восточный живописный инструментарий. На другом свитке император Цяньлун изображен в очень почтенном возрасте. Здесь уже и усталый взгляд, и мешки под глазами, и опущенные уголки губ. Подход художника не комплиментарный, но принципиально достоверный. Главное, что никуда не делись внутреннее достоинство и мудрость.

И, наконец, два женских портрета. Первый - это "Вдовствующая императрица Чунцин в парадном одеянии". Император Цяньлун сразу после вступления на трон присвоил матери этот титул и заботился о ней последующие сорок два года. Она дожила до 85 лет - это самая большая продолжительность жизни среди всех вдовствующих императриц эпохи Цин. А вот ее невестке долгие лета суждены не были. "Портрет императрицы Сяосяньчунь в парадной одежде" знакомит нас с молодой женщиной неброской, но изящной внешности. В пятнадцать лет ей был пожалован почетный титул княгини - главной жены Хунли (будущего императора Цяньлуна). На второй год своего правления супруг возвел ее, снискавшую уважение всего двора, в сан императрицы. Судьба оказалась к ней жестока. Умирали дети, и она скончалась 36-летней во время поездки с мужем по восточным землям. Безутешный император даровал ей последний титул - "императрица Сяосянь" (Высокодобродетельная).

По материалам пресс-службы, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Выставка продлится до 30 мая 2019 года

Яндекс.Метрика