«ОТ ПРОМЫШЛЕННОЙ ИГРУШКИ К ВОЗРОЖДЕНИЮ ПЕТРУШКИ» - так называется выставка в доме-музее Ермоловой, приуроченная к 70-летию со дня рождения театрального художника Валентины Ивановны Смирновой (7 октября 1948 – 7 февраля 2018). Выставку открывал… Петрушка – чудесная говорящая кукла, а говорил за него «петрушечным» необыкновенным голосом Андрей Милошевич Шавель, муж, соратник художницы, в прошлом – артист балета. Валентина Смирнова родилась в городе Дзержинске Горьковской области.

В 1968 окончила училище промышленной игрушки в Загорске – ныне Сергиев Посад. Она создавала куклы и сценографию к спектаклям в Москве, Орле, Ижевске, Хабаровске, Курске. Работала в Карелии и Узбекистане. Была главным художником театров кукол в Петрозаводске, Уфе, Твери, Вологде, Владивостоке, Ростове-на-Дону. Сотрудничала с театром «Сопричастность» и музыкальным театром «Композитор» в Москве.

На выставке – куклы, эскизы театральных костюмов, афиши. Перед глазами посетителей проходит целая жизнь яркого, изобретательного, оригинального и, наверное, самого доброго художника – кукольника. Кукольник всегда немного колдун, волшебник, ведь неживое в его руках оживает, таинственно преображается. Когда-то, в давние времена, кукольники со своими чудесными вертепами, наравне с богомольцами и каликами перехожими, были еще и самыми свободными гражданами Российской империи. Что с них взять-то? Неимущие, бродят, где вздумается, ночуют, где придётся, говорят, что в голову взбредёт их петрушкам, маруськам и коломбинам. Кто царя ругал? Я? Да нет, это не я – это Петрушка мой, дурья башка: с версту вырос, а ума не вынес! Никакая цензура с Петрушкой не справится. Может, к этой-то воле и свободе и потянулись Валентина и Андрей, создавая свой «Русский традиционный театр кукол «Петрушка».

А вышло так. На чердаке дома-музея М.Н. Ермоловой, в запасниках Театрального музея, Смирнова и Шавель нашли настоящие старинные куклы середины девятнадцатого века. Куклы их просто очаровали. Валентина Ивановна сделала по их образцу свои копии, а позже добавила к ним новые персонажи. К красавцу Петрушке, похожему одновременно на итальянского тенора, на Данте и на Шавеля, постепенно присоединились Капрал, Цыган, Катя, Смерть, Лошадь и другие герои. Так начал возрождаться русский балаганный театр. Смирнова стала его главным художником и… главным шарманщиком. 11 июня 1989 года состоялось в подмосковном Фрязино первое представление к полному восторгу детей и взрослых. Потом театр объехал многие города России, побывал в Италии, Испании, Швеции, Франции, Бельгии…

На выставке – добрая, сказочная атмосфера, которой так не хватает в мире. Кто бы ни говорил, кто бы ни писал о художнице – всё дышит искренней любовью. И, увы, печалью, ведь волшебницы нет больше с нами, нет рядом. Как сказал сочинявший репризы для театра «Петрушка» писатель Виктор Коклюшкин: «Залетела певчая птичка из Райского Сада на Землю нашу грешную и – Господь своих не бросает! – вернулась туда, где Свет и Любовь».

Наталия Ванханен, фото Елена Королева-Волочкова (3), Телятникова-Никабадзе (1)

Яндекс.Метрика