В Театре Армии на Малой сцене – премьера. Спектакль «Главная роль» по произведениям Михаила Лифшица в постановке Игоря Афанасьева. У Михаила Лифшица есть повесть «Любовь к родителям» об истории еврейской советской интеллигентной семьи. Этот спектакль  рассказывает о взаимоотношениях мамы и взрослого уже 10 лет женатого сына. Библейская заповедь: «Почитай отца и мать своих», отнюдь, не предполагает родительского диктата. В афише обозначено, что это комедия. Но для невестки и, пожалуй, сына жизнь превращается, как минимум, в драму.

Роль свекрови Полины в спектакле исполняет народная артистка России Ольга Богданова. Ее героиня всю жизнь работала воспитательницей в детском саду, а в свободное время занималась литературным творчеством, мечтая прославиться. Хотя была одной из десятков тысяч графоманов, населяющих 1/6 часть суши. Но статус писателя – вожделенная мечта  многих образованных интеллигентов в эпоху СССР. Рано потеряв мужа, Полина сконцентрировала внимание на сыне Сергее (Тимур Еремеев). И когда повзрослевший сын женился, началась непримиримая война с невесткой Екатериной (Ольга Герасимова). Этот треугольник  в чем-то повторяет треугольник из пьесы  А.Островского «Гроза»: Кабаниха – Тихон – Екатерина. С детства закомплексованный матерью Сергей изо всех сил хочет угодить ей, выполняя прихоти. Но та, чувствуя его слабость, неуверенность, каждый раз с упоением входит в раж. И нет конца ее слезам, обвинениям, капризам.

Кажется, Сергею, как тому еврею, который всегда на развилке, хорошо только в дороге: от жены к матери или, наоборот, от матери к жене. Самое употребляемое слова в его лексиконе - «мама». От чего его жена морщится или взрывается. Вспоминается отличный еврейский анекдот. Молодая супружеская пара начала совместную жизнь. Муж по утрам, вечерам и даже ночам говорит только о маме. Жена идет к сексологу за советом. Врач предлагает купить кружевное черное белье и встретить в нем мужа, когда он вернется с работы. Женщина так и делает. Но муж, увидев жену в черном, с испугом произносит:  - Сарочка, что случилось? Неужели мама умерла?». В спектакле жена Сергея, Екатерина, действует по своему рецепту.

В некоторых сценах спектакля прошлое 70-х годов, когда Полина была молодой, переплетается с настоящим. В ее квартире звучит по радио прогноз погоды от 16 июня 1968 года. И тут же она угрожает врачу, приехавшему по скорой помощи публикацией его фотографий в Твиттере. (Врач понял, что Полина симулирует болезнь и отказывается делать ей укол.) Все смешалось в доме героини. Похоже, что для нее взрослый Сергей –  по-прежнему мальчик из прошедшего времени. И она не может и не хочет понимать, что не имеет права вмешиваться в жизнь сына.

«Главная роль» - это точно подобранное оформление сцен, партитура света, акробатические трюки, латиноамериканские танцы и, конечно, музыка, - сказал режиссер Игорь Афанасьев. - Остается только пожелать зрителю приятного послевкусия от этого по форме комедийного, но по сути драматичного спектакля, поднимающего старую, как мир, животрепещущую проблему. 

Премьера состоится 13 и 14 октября.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика