В Музее Рерихов (филиал Государственного музея Востока) прошло торжественное открытие выставки "Вечная женственность в искусстве Святослава Рериха". Он из тех художников-мыслителей, которые видели в женщине образ божественной красоты в нашей земной жизни. Компактная, но очень насыщенная экспозиция представляет 35 произведений, созданных в течение полувека, начиная с середины 1920-х. В ней отчетливо просматривается главная идея выставки: показать эволюцию творческого подхода автора.

 

От портрета конкретной личности, портрета-характера до философского обобщения, когда женщина предстает как мать-прародительница и высокая муза.В картине "Вечная жизнь", написанной в 1954 году, относительно многофигурная композиция. Обычно рериховские живописные пространства немноголюдны. Но внимание зрителя сознательно сфокусировано на первом плане, где сидящая на земле молодая мать отрешенно смотрит в небо, а рядом играющий ребенок пристально разглядывает цветок. Ей уже открываются какие-то запредельные дали, а малыш только знакомится с окружающим его вполне реалистичным  миром.

Впрочем, у Святослава Николаевича так же, как и у его знаменитого отца, в картинах присутствует сверхреализм. И как ни фантастически прекрасна природа Индии, художники изображают ее через фокус собственного обогащенного восприятия. Рерих-младший прожил в этой стране большую часть жизни. "Земля там красная, - пишет он. - Насыщенные краски закатов отражаются на земле, загораются особым бледно-изумрудным светом, как бирюза". И все же основной его мотив - человек, его место в мироздании: "Меня главным образом интересует характер человека. И я стараюсь писать портреты с тех людей, которых знаю". С огромной нежностью он изображал тех, кого не просто знал, но кем чрезвычайно дорожил. Это преданная спутница жизни Девика Рани и многолетний друг их семьи Кэтрин Кэмбелл. Их портреты разных лет занимают центральное место в экспозиции. Обе - признанные красавицы. Девику Рани называли первой леди индийского кино. Она и с будущим мужем познакомилась на творческой почве: потребовались декорации к новому фильму, и она обратилась к талантливому русскому художнику... А еще Девика - внучатая племянница выдающегося индийского писателя Рабиндраната Тагора. Всю их долгую жизнь эта пара была образцом супружеского счастья.

Американка Кэтрин Кэмбелл, прожившая почти сто лет, относилась к числу самых верных друзей и почитателей обоих Рерихов и их семей. Меценат их проектов, президент Музея Николая Рериха в Нью-Йорке. Благодаря ее усилиям многое из творческого наследия художников вернулось на родину. Посетители выставки увидят на полотне знаменитую танцовщицу Рошан Вадшифард, женщину ослепительной красоты. Есть и портрет нашей соотечественницы, привлекающий редкой одухотворенностью. Это Раиса Богданова, секретарь матери Николая Рериха, Елены Ивановны. Девочкой она попала в их семью и осталась в ней навсегда. Поздний период творчества Святослава Николаевича представлен на выставке, помимо других работ, портретами "Джайямма" и "Лакшамма". В них запечатлено свойственное времени, в котором творил мастер, воплощение богини Лакшми - олицетворения совершенства.

На вернисаже директор Музея Рерихов Тигран Мкртычев сказал: - Святослав Рерих не имел специального образования, однако он с самого детства был рядом с работающим отцом. И это стало для него лучшей художественной школой. В портретах он передавал не только внешнее сходство, но и внутреннее состояние. Думается, сегодняшняя выставка наглядно продемонстрирует еще одну грань богатейшего культурного феномена семьи Рерихов.

Выставка продлится до 19 сентября 2018 года.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика