В Государственном музее искусства народов Востока открылась выставка "Японский коллекционер Сюдо Садаму". Этот незаурядный человек известен не только как собиратель и меценат. Но еще как образец бескорыстия и милосердия. И того истинного патриотизма, который никогда громогласно о себе не заявляет, но обозначивает себя исключительно поступками. Во благо других. Сюдо Садаму (1890-1959) вырос в зажиточной крестьянской семье. Будучи молодым человеком, унаследовал семейное дело

 

Успешно занимавшийся торговлей, он приумножил состояние рода. И вот однажды попал в богатый дом, где увидел произведения искусства, в разное время приобретенные хозяином. Этот, кажется, незначительный эпизод имел важные последствия: Садаму решил стать коллекционером. Задуманное в полной мере осуществил. Тем более что материальные средства и врожденный художественный вкус этому способствовали. Прошли годы, которым сопутствовали драматические события. Скорее даже исторические катаклизмы, если говорить о второй мировой войне.

В сентябре 1945 года в Дайрен (в этом маньчжурском городе Садаму занимал пост председателя торгово-промышленной палаты) вступили советские войска. И собиратель принял непростое решение передать свою коллекцию советской стороне. В обмен на продовольствие. Таким образом, он помог тысячам голодающих соотечественников - беженцам и военнопленным. И распростился с давней мечтой создать на родине музей, основой которого стали бы принадлежавшие ему предметы искусства Китая и Японии: живопись, керамика, фарфор, ткачество, изделия из лака, дерева, перегородчатой эмали. В 1947 году часть коллекции Сюдо Садаму оказалась в Государственном музее Востока. В последние десятилетия она дважды демонстрировалась в нескольких городах Японии, в том числе и на малой родине коллекционера - в городе Оита на острове Косю.

 

- Сегодняшняя выставка - дань памяти Сюдо Садаму, - сказал на открытии проекта "Лето Японии в Музее Востока" генеральный директор ГМВ Александр Седов. - В такой целостности художественные предметы из его коллекции, находящиеся у нас, представлены в музее впервые. Александр Всеволодович выразил благодарность титульному спонсору "Лета Японии в Музее Востока" - ООО Мицубиси Электрик (РУС). Генеральный директор Хироюки Онода подчеркнул, что проект полностью созвучен стратегии компании - менять общество к лучшему с помощью инноваций, не забывая при этом о традициях и многовековом культурном наследии.- Мы искренне верим, что именно гармония старины и современности - залог тех самых "перемен к лучшему".

В свою очередь министр, заведующий информационным отделом Посольства Японии в Российской Федерации Тосио Ямамото отметил, что запланированные мероприятия проходят в рамках впервые проводимого перекрестного Года Японии в России.- Они помогут узнать, чем дорожат японцы; лучше понять, что такое японская духовность, пронизывающая все сферы: от религии до экономики, от спорта до образа жизни. Есть Япония, которую вы не знаете.

Итак, можно поздравить поклонников Страны восходящего солнца. Только что открылась выставка "Японский коллекционер Сюдо Садаму" (продлится до 8 июля). С 12 июля до 5 августа будет работать выставка "Из Японии с любовью". С 9 до 22 августа - выставка "Японская литература глазами японских фотографов. Хироси Мидзобути и его  ученики".

Кстати, на открытии проекта состоялось и предварительное знакомство с выставкой номер два. В музей пришел известный график Игорь Сакуров (на фото справа), чьи работы представит будущая экспозиция. Он автор иллюстраций к литературной серии Бориса Акунина, посвященнойприключениям харизматичного сыщика Эраста Фандорина. Сам писатель появился перед участниками мероприятия на экране:

- С Игорем Сакуровым мы работаем уже больше десяти лет. Разные художники показывали мне,  как они представляют Фандорина. Но все это как-то не сочеталось с моим собственным видением. Однажды неизвестный мне художник из Ярославля прислал несколько рисунков. И я, наконец, увидел того Фандорина, который совпадает с образом, который был у меня в голове. Так началось наше сотрудничество. Игорь замечательный рисовальщик. Он не только внимателен к деталям. Его персонажи - живые, что для автора очень важно.

Художник, обращаясь к аудитории, дополнил этот рассказ:

- Япония всегда влекла меня как манящая загадка. Ее "дикость" и утонченная изысканность. Я прочитал увлекательный роман Акунина "Алмазная колесница", до краев переполненный японской экзотикой , и через энное количество лет получил заказ на его иллюстрирование. Некоторые сюжеты можно будет увидеть здесь, в Музее Востока. Конечно, я не японец, несмотря на фамилию, и моя каллиграфия не вполне совершенна. Однако смею надеяться, что "японскость" моих произведений все же найдет отклик в ваших сердцах.

Лариса Ровнянская, фото СветланаТелятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика