В Москве прошли гастроли Израильского национального театра "Габима", приуроченные к его 100-летию и к 70-летию Государства Израиль. На Основной и Новой сцене Вахтанговского театра были представлены два спектакля - "Дорожные знаки" и "Простая история". Зрители в очередной раз убедились в том, что встреча с израильской культурой несет огромный позитивный заряд, свойственный, несмотря на все испытания, еврейскому национальному характеру. Вахтанговцы выступали в Тель-Авиве, и "Габима" уже приезжала в Москву. 

Гастроли в российской столице - это еще и благодарная констатация того факта, что именно в этом городе родилась "Габима".  "История наших театров тесно переплетены", - отметил режиссер Римас Туминас.  Набор в труппу "Габимы" (что означает "сцена") состоялся еще в 1917 году.  Деятельное участие в создании нового творческого коллектива принял Станиславский. Константин Сергеевич порекомендовал в качестве художественного руководителя театра-студии своего талантливейшего ученика Евгения Вахтангова. Весной 1928 года артисты уехали в Палестину, но, как сказал на пресс-конференции Чрезвычайный и Полномочный посол Государства Израиль Гарри Корен, "мы радуемся, что после переезда дружественные связи не прервались, и мы гордимся нашим театром".

ЧЕТЫРЕ ВОЗРАСТА

Спектакль "Дорожные знаки" (режиссер-постановщик - Моше Кептен) буквально погружен в музыкальную стихию. На сцене звучат завораживающие песни Наоми Шемер, ушедшей из жизни в 2004 году. Эта выдающаяся женщина, поэтесса и композитор,  создала знаменитый гимн "Золотой Иерусалим". Собственно история, связанная с этим сочинением, и стала одной из главных тем пьесы Орена Якоби и Гиоры Яхалом "Дорожные знаки" (сценическая адаптация - Шахар Пинкас). Наряду с восторженными оценками были и предположения, что имели место  заимствования из народной музыки басков. Шемер это категорически отрицала в течение 37 лет, но незадолго до кончины в письме к другу призналась...

Словом, живой человек, порой поступающий вопреки своей сути. А потом к ней все же возвращающийся.  Четверо воплощают образ героини - Хила Шалаеф, Ревитал Зальтсман, Дафна Декель, Сандра Саде (70-летняя Наоми).Четыре возраста, как четыре времени года. Несколько раз актрисы появляются на сцене все вместе, между ними - несколько шагов и целые десятилетия. Примечательно, что авторы постановки сознательно уходят от верности хронологии, эпизоды тасуются как бы произвольно, подчас в обратном порядке. И это художественно оправдано, так ярче высвечиваются истоки событий и мотивы поступков.

Вся жизнь незаурядной личности проходит перед зрителем. Юность - утверждение себя в творчестве, исполнение концерта Рахманинова на первом прослушивании, военные действия, "закадровые" выстрелы, гибель ровесников. Закат молодости, расцвет женской красоты - поиски настоящей любви, иллюзии и обретения. Зрелость - семья,  верный спутник рядом, известность и обеспеченность; политика, которая иногда непоправимо обрушивает отношения друзей. Старость - смертельная болезнь, осознание ошибок, подведение итогов.

Впрочем,  умиротворение к героине так и не приходит. По-прежнему взрывной темперамент, неравнодушие, активная гражданская позиция. И еще одна неизбывная черта. Нежность ко всему сущему. О чем она говорит в стихах.

СТЕРПИТСЯ – СЛЮБИТСЯ, ТОЛЬКО НАОБОРОТ

Пьеса «Простая история» (режиссер Шир Голдберг) была написана Шахаром Пинкасом по мотивам одноименного романа Шмуэля Йосефа Агнона, который был первым лауреатом одной из Нобелевских премий, представивших Израиль. Известно, что в своей краткой речи при вручении премии писатель подчеркивал влияние Талмуда и других религиозных еврейских книг на его творчество.

События спектакля «Простая история» разворачиваются в выдуманном городе Шибуш в Австро-Венгерской империи. После смерти матери красивая, мечтательная девушка Блюма Нахт (Дана Ядлин) становится служанкой в доме богатых родственников, чей сын, Гиршл (Шеффи Марциано), влюбляется в нее. Но у Цирл Клингер (Евгения Додина) совсем другие планы на личную жизнь сына. Она находит ему богатую и образованную невесту Мину Цимлих (Хила Шалев).  Девушка чувствует, что  парень, работающий продавцом в лавке в маленьком городке, ей совсем не пара. Тем не менее, родители с обеих сторон настойчиво уговаривают детей, мол «стерпится – слюбится». Однако в данной истории любовь так и не возникает. Молодожены живут несчастливо, Гиршл не может забыть Блюму, а Мина раздражает всем – разговорами по утрам, запахом тела. На этой почве у него происходит нервное расстройство, и он попадает в больницу. А когда возвращается домой, то при виде новорожденного сына в окружении родственников, начинает, как раньше, кукарекать. Кажется, что Гиршл  не выздоровел, но в следующий момент все уходят, кроме матери, перед которой он закрывает дверь. Цирл дергает дверь, стучит, кричит. Все тщетно. Перед ней стена отчуждения в прямом и переносном смысле.

Этот конфликт между отцами и детьми не имеет границ, он вне национальной традиции. В некоторых странах сватовство (без любви) почти изжито, в других –  широко распространено и по сей день. Когда-то в дореволюционной России говорили: «Свяжет поп, ты и с бесом сживешься. Обтерпевшись и в аду ничего». Жестокие по смыслу поговорки отражают полное бесправие детей и всевластие родителей. И все происходило под прикрытием: «Для твоего же счастья, для твоего же блага». Однажды Марина Цветаева очень точно подметила: - Люблю эту фразу, только наоборот. - То есть: слюбится, стерпится.

Спектакль захватывает с первых минут. В диалогах еврейского народа мудрость и юмор гармонично сочетаются: - Когда Бог создал человека, он создал его из двух тел… Счастья и денег не бывает много. Интерпретация Цирлой текста Торы, в одном случае, и новый вариант поговорки, в другом. И, конечно же, нельзя не отметить замечательную работу художника-сценографа Шани Тура (множество удивительных находок), художника по костюмам Офры Конфино (профессионал с хорошим вкусом), постановщика сценических движений Шарона Галь (особенно запомнилось, как все герои в танце во время свадьбы красноречиво передают свое внутреннее состояние). До новых встреч, "Габима"!

Лариса Ровнянская, Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика