Не так много литературных имен, ставших нарицательными. Мольеровский Дон Жуан среди тех, кто открывает этот ряд. Комедия, созданная драматургом в 1665 году, безусловно, живописует свое время. Но главному герою смена эпох нипочём. Он везде и всегда обустроится с комфортом. На основе классического произведения Жана-Батиста Мольера в Театре Маяковского поставлен спектакль, который позиционируется авторами как селебрити-драма (режиссер Анатолий Шульев, художник-постановщик Мариус Яцовскис).

                                                                                                                   

                                                                                                                                               

О феномене одного из "вечных образов" писатель Михаил Веллер в книге "Любовь и страсть", включив свою фирменную иронию, размышляет следующим образом: "Дон Жуан - психосадист. Он разбивает соблазненным сердца. И вполне доволен собой. Героем любовной традиции стал негодяй... Победительное обаяние Дон Жуана - это обаяние зла. Все женщины знают, что больше всех женщины любят негодяев. Героизм негодяя в том, что он идет против всего света - против морали, закона, людей. Он одинок и через то романтичен...  Дон Жуан удовлетворяет важнейшей потребности женской души - потребности в страдании".

Страдающие налицо. Та же донья Эльвира (Анастасия Мишина), настигшая ветреного супруга в чужом городе. Он даже не дает себе труда наврать ей; например, сказать, что по-прежнему любит, просто на время отлучился по делам. Дон Жуан в исполнении вахтанговского актера Эльдара Трамова виртуозен до карикатурности. Он  то надевает маску святоши и горячо уверяет Эльвиру, что их брак - святотатство и ей не стоит из-за мужчины ссориться с самим Господом. То вдохновенно отстаивает свою полигамность, поэтизируя измену как таковую с рефреном "Постоянство для дураков". То, можно сказать, дает мастер-класс мужской части зрительного зала по обольщению смазливых простушек

Секс-символ далекого прошлого предстает в эпатажных одежках, ассоциирующихся у обывателя с миром богемы (художник по костюмам Мария Данилова). Режиссер увидел в Дон Жуане, переселившемся в наши дни, продукт массовой поп-культуры. Такому прочтению служит и музыкальное сопровождение спектакля (композитор Полина Акулова). Со сцены на радость поклонникам жанра постоянно звучат западные хиты, начиная с "Гудбай, май лав" певца огненного сценического темперамента Демиса Руссоса.

- Современный Донжуан - это такой популярный стендап-певец-блогер, гастролирующий по стране с концертами, имеющий армию малолетних поклонниц и всегда немного пьяный, - говорит Анатолий Шульев. - Мы застанем Донжуана в переломный период его жизни: пройден пик популярности, дальше только падение, но праздник для него продолжается. Все пророчат ему наказание от высших сил, но осуществится ли оно когда-нибудь в нашем рациональном мире?

Премьера "Донжуана" состоится 27 апреля на Основной сцене Московского академического театра имени Владимира Маяковского

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе 

Яндекс.Метрика