Монументальное полотно «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» А.И. Иванова, отца знаменитого живописца Александра Иванова, после трех лет реставрационных работ можно увидеть в основном здании Третьяковской галереи в Лаврушинском переулке (зал № 11). Выставка продлится до 14 января 2018 года. По словам Светланы Степановой, куратора проекта, это произведение  в числе других работ художника было создано для Сретенского храма православной духовной миссии в Пекине, учрежденной в начале  XYIII века.

В первый заказ (1823 г.), исполненный Андреем Ивановым, вошли образа для иконостаса. Картина с изображением Амвросия Медиоланского являлась частью второго заказа, и она была отправлена в Пекин в 1830 году. Всего для Сретенского храма мастер написал 18 работ, судьба которых, как и обстоятельства возвращения вышеназванной работы, остаются пока неизвестными. Установлено, что почти за 200-летнюю жизнь картина претерпела многое и неоднократно подвергалась реставрационным вмешательствам. До ее поступления в музей дублирование полотна на более тонкий холст было проведено непрофессионально и с нарушением технологии. В результате целого комплекса сложных работ картина обрела новую жизнь. Для подтверждения авторства произведения была организована экспедиция в Новгородский государственный объединенный музей-заповедник, где находится эталонное полотно  А. И. Иванова «Снятие с креста», исполненное художником в 1831 году.

 

Сведений о происхождении Андрея Иванова не сохранилось. Он родился в 1775 году, первые годы жизни провел в воспитательном доме в Москве. Его учителем в историческом классе стал Григорий Иванович Угрюмов, один из основоположников русской живописи. В петербургской Академии Художеств известное воздействие на воспитание молодого художника оказал Габриэль Франсуа Дуайен, несколько лет с перерывами руководивший классами.  В 1797 году за картину «Ной по выходе из ковчега приносит жертву Богу» А.Иванов получил Большую Золотую медаль. В 1803 году был удостоен звания академика за картину «Адам и Ева под деревом после изгнания из рая». Среди его учеников – знаменитый Карл Брюллов, который, получив лавровый венок в честь возвращения в Россию, тут же возложил его на голову стоящего рядом с ним учителя. К. Брюллов показал этим поступком, что безгранично уважает Андрея Ивановича. Но конец Иванова печален. В 1843 году смерть унесла заботливую супругу, с которой они родили 10 детей. Он остался на попечении легкомысленной внучки Е. Сухих, повинной в утере ряда работ А.И. и А.А. Ивановых. Скончался А. Иванов в 1848 году от холеры и был похоронен на Смоленском кладбище в Санкт-Петербурге. В настоящее время место захоронения неизвестно. 

 

Присутствующий на пресс-показе протоиерей Николай Балашов, заместитель отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, отметил: - Сложная судьба полотна «Амвросий Медиоланский …» свидетельствует о длительных и непростых взаимоотношениях между Россией и Китаем. Как известно, в СССР были разрушены или использованы не по назначению многие храмы. В Сретенском храме в Пекине, который находился на территории советского посольства, устроили гараж. В итоге храм разрушили. Сейчас Сретенская церковь восстановлена, там идут богослужения для китайских православных верующих. В наши дни отношения между Россией и Китаем переживают расцвет. Я очень рад, что полотно «Амвросий Медиоланский воспрещает императору Феодосию вход в храм» сохранилось и неизвестным образом вернулось в Россию. По-моему мнению, конечная правда всегда за Богом.

В рамках выставки  проводится авторский цикл из 4 лекций куратора С.С. Степановой "Следствие ведет искусствовед".

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика