В ГМИИ им. А.С. Пушкина открылась выставка «Октябрь» Цай Гоцяна, посвященная 100-летию Октябрьской революции.  По мнению Марины Лошак, генерального директора, Цай Гоцян – художник, наполненный любовью, для которого цель не разрушение, а созидание. - К этой выставке я написал воспоминания о своем детстве, - рассказал художник. – Мне захотелось передать, как на мальчишку из глубинки повлияло русское искусство. Я создал серию работ для Пушкинского музея, в которых  размышляю о роли личности в мировой истории, о ее связи с коллективным идеалом.

С  любовью  и пиететом отношусь к Малевичу, Левитану, Кандинскому. Спасибо России, Москве. Надеюсь, вы найдете частицу русского духа в моих работах. Тем более что моим учителем  был русский художник Константин Максимов. В своих воспоминаниях Цай Гоцян пишет: « Русским людям сложно представить, - а мне сложно объяснить, - насколько велико было влияние русской культуры на меня в детстве, когда я жил в маленьком городке на юго-восточном побережье Китая. От романов и поэзии до музыки и баллад – русское влияние было значительным и разнообразным. Для начала остановлюсь на русском изобразительном искусстве. Я провел бесчисленные часы, сидя перед гипсовыми моделями, исследуя пошаговую систему зарисовок, разработанную Павлом Петровичем Чистяковым, и пытаясь вникнуть в его метод комплексного наблюдения и постепенного построения форм.

Сценарий «Октября». Например,  первая глава состоит  из 11 картин. Предполагаемое место – Красная площадь. 1. Ясное небо. Над Красной площадью разносится гул нетерпеливо ожидающей представление публики. 2.Струнный оркестр и фортепьяно исполняет «Октябрь» Чайковского, из громкоговорителей тихо звучит «Осенняя песнь». 3. Раздаются залпы фейерверков. Похожие на березовые стволы столбы белого дыма поднимаются со стороны набережной Москвы-реки и Васильевского спуска… 11. За черным занавесом мерцают красные звезды. В это время звучащая мелодия достигает апогея. Маленьких звезд становится все больше, и небо постепенно заполняется их красным звездопадом.

Цай Гоцяну  близок Казимир Малевич,  авангардные эксперименты которого воспринимаются им как невероятно волнующие.  Они похожи на дух, свергающий прошлое и конструирующий оригинальное искусство.  Малевич сочувствует человеку, через силу заставляющего себя строить отношения с новым обществом…  - Мое сердце было также наполнено болью за него, - пишет Цай Гоцян, - «Скачет красная конница», «Урожай» -  это реальность нашей земной жизни, Благодаря этому работы Малевича становятся еще более сильными и поразительными.

Перед входом в музей посетителей встречает инсталляция Цай Гоцяна. Ее создавали, помимо работников музей, девушки-волонтеры. Это - коляски,  детские кроватки,  почти доверху закрывающие фасад Пушкинского музея, в которых находятся специально выращенные молоденькие березки. Почему березы? Наверное, потому что это дерево – один из символов России. Зрелище вызывает облако  самых разных эмоций. Судя по всему, инсталляция будет находиться  до весны. Мы увидим пожелтевшие листья, голые ветки. А весной березки будут высажены в определенном месте.

Даты проведения выставки: 13 сентября – 12 ноября 2017

Светлана Телятникова-Никабадзt, фото автора

Яндекс.Метрика