Новый 86-й сезон в московском театре "Ромэн" открылся легендарным спектаклем "Мы - цыгане". Помимо всего прочего, у него есть два эксклюзива. Во-первых, на сцену всегда (а если точнее, то более 40 лет) выходит художественный руководитель театра, народный артист СССР Николай Сличенко. Во-вторых, в представлении принимает участие вся труппа. Многие ли театры в мире могут предложить своему зрителю нечто подобное? Премьера визитной карточки "Ромэна" состоялась в 1976 году. Авторами спектакля стали актер и драматург Иван Ром-Лебедев 

 

и актер, певец, режиссер Николай Сличенко. В образной форме на сцене представлена многовековая история цыганского народа. И вся эклектика их тернистого пути выстраивается в некое, не столько сюжетное, сколько жанровое повествование. 14 эпизодов спектакля - это музыкально-театральная феерия, где на равных сосуществуют художественное слово, танцы, романсы, драматургические элементы. Оформлением занимался известный сценограф Сергей Бархин. А костюмы создавал тоже знаменитый человек, модельер Вячеслав Зайцев.

В спектакле "Мы - цыгане", открывшем 19 августа новый сезон, приняли участие народные артисты РФ Николай Сергиенко, Борис Василевский, Моисей Оглу, Екатерина Жемчужная, Ирэна Морозова, Ирина Некрасова, заслуженные артисты РФ Николай Лекарев, Ольга Янковская, Дана Туманская и др. Зрители становятся свидетелями исхода свободолюбивого народа из Индии, листают египетские страницы, вместе с вечными странниками попадают  в средневековую Европу. Любуются  двумя самыми известными в мировой литературе цыганками - Кармен, чей образ создал в одноименной новелле Проспер Мериме, и Эсмеральдой из романа "Собор Парижской Богоматери" другого француза, великого Виктора Гюго. И, конечно же, на сцене появляются героини, еще более близкие по духу: Грушенька из лесковского "Очарованного странника" и Маша из толстовского "Живого трупа".

Вообще, русская классика дружила с цыганами. Некая избыточность их искусства, полного метафор,  импонировала мятущимся душам. Привлекала отчаянность, не переходящая в отчаяние. Потому что природная витальность этих людей позволяла им и выживать, и сохранять самобытность. Ярчайшая палитра чувств, красок, звуков расцвечивала рутину обыденности. Куприн даже однажды сравнил цыганские песни с красными розами на снегу... Почти тридцать  лет назад во время гастролей "Ромэна" во Франции в газете "Фам де журдюи" писали: "Они рассказывают, поют, танцуют - и мы сопереживаем радостям и печалям их жизни, мы проживаем вместе с ними их историю. Приходите их посмотреть. Они незабываемы!"

Сегодня этот призыв можно лишь повторить.

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова-Никабадзе 

Яндекс.Метрика