В Третьяковской галерее в Лаврушинском переулке открылась выставка "Образы Флоры", представляющая несколько произведений из запасников музея - восемь полотен и три скульптуры. Немногочисленность экспонатов восполняется впечатлением, какое они производят. Это гимн женской красоте, предстающей в обрамлении прекрасных спутников - цветов. Их язык внес свой вклад в историю мировой культуры. Выставка в первую очередь представляет работу неизвестного европейского живописца XVI века "Портрет женщины в образе Флоры".

Картина напоминает «Флору» Франческо Мельци " (Государственный Эрмитаж). На полотне, созданном безымянным мастером, изображена древнеримская богиня цветов в окружении растений, которые олицетворяли весеннее пробуждение природы. Характерен набор таковых: папоротник - счастливая жизнь, плющ - долголетие, жасмин - божественная любовь, аквилегия - Святой Дух и семь христианских добродетелей.

Лилии и розы традиционно ассоциировались с Богородицей. Правда, в "Благовещении" русского художника Якова Капкова архангел Гавриил с нарциссами в руках сообщает Деве Марии весть о грядущем рождении Спасителя. В этом прослеживается связь с ренессансной традицией, приписывающей столь изысканным цветам сложное содержание: сон, ранняя смерть, воскресение.

Рядом с "Благовещением" размещена картина Федора (Феделе-Джиовани) Бруни "Богоматерь с Младенцем в розах". Богородица держит ветку с тремя белыми лилиями, что свидетельствует о ее чистоте и непорочности. Гирлянда из алых роз означает искупительную жертву Иисуса Христа.

У роз, быть может, самая богатая и красочная мифология. Древние греки утверждали, что белая роза образовалась из пены, которая покрывала тело Афродиты после купания в море.  Боги обрызгали цветок нектаром бессмертия, подарившим дивный аромат. Однако сработала зависть других богов. И вместо вечной красоты розе было суждено краткое мгновение цветения и свежести. Как, собственно, и всему живому на земле. Кстати, бытованию алых роз в античности тоже имеется объяснение: просто непоседа Амур нечаянно разлил на лепестки белой розы сосуд с насыщенным нектаром, и те приобрели цвет зари.

Розовый венок украшает голову юной  великой княжны Александры Павловны на портрете кисти Владимира Боровиковского. Он заменяет в ее официальном придворном костюме драгоценный венец (намек на будущее бракосочетание). А вот пленительный облик героини знаменитой картины Тимофея (Тимолеона Карла) Неффа "Мечтание" дополняет ветка плюща в ее струящихся волосах. Античная нимфа или небесное создание, случайно оказавшееся в этом мире? Романтическая живопись отдавала явное предпочтение растениям не "прямолинейным" - плющу, хмелю, винограду. Наверное, указывая на извилистость души.

Самой жизнерадостной в экспозиции картиной можно признать "Андалузянку" Карла Штейбена. Восхитительная девушка в народном испанском костюме обрывает лепестки ромашки ("любит - не любит"?). Впрочем, лукавый и одновременно поэтичный взгляд, обращенный на зрителя, дает понять: в себе она уверена и в ответном чувстве избранника тоже.

Надо сказать, в России начала XIX века влюбленные адресовались к языку цветов постоянно. Букет прочитывался как письмо. В книжке под названием "Что говорят цветочные букеты" содержались четкие ответы неопытным соискателям. Что такое та же ромашка? Это "надежда на любовь с пониманием". Нарциссы - "влюблен впервые". Лилии - "нужно быть честным в любви". Настурции - "в душе разгорелся костер". Колокольчики - "не забывай друзей". Астры осенние - "у любви не бывает осени". И так далее.

 Генеральный директор ГТГ Зельфира Трегулова, выступая на вернисаже, прежде всего, поблагодарила Министерство культуры Российской Федерации и благотворительный фонд поддержки культурных и социальных программ "Классика" за помощь в реализации проекта.

- Это первый проект долгосрочной программы. Первый пример камерных выставок в галерее, которые мы планируем устраивать в пространстве постоянной экспозиции, в нескольких залах. Таким образом, расширится представление посетителей музея о русском и зарубежном искусстве, и, кроме того, мы получим возможность чаще показывать то, что хранится в запасниках.

В завершение мероприятия куратор проекта Светлана Усачева провела небольшую экскурсию. И особое внимание уделила самому романтичному, на ее взгляд,  произведению на выставке - "Портрету неизвестной". Пышнокудрая дева-роза, в чьем рукотворном образе вполне определенно просматриваются черты барокко. Этот мраморный бюст был создан скульптором второй половины XVIII столетия, имя которого также не дошло до наших дней. Любопытна новейшая история скульптуры. В 1970-годы она была обнаружена в Москве на территории снесенного старинного особняка. Сознательные рабочие сразу же принесли находку в Третьяковскую галерею...

 

Лариса Ровнянская

Яндекс.Метрика