Один из шедевров мировой музыкальной культуры – «Рождественская оратория» (weihnachts-Oratorium BWV-248) И.С. Баха была исполнена в рамках YII Московского Рождественского фестиваля в ММДМ.  Ее премьера состоялась в Лейпциге 25 декабря 1734 года. Сюжет взят из синоптических Евангелий от Луки и Матфея.  Предполагают, что скомпоновал текст сам композитор. Оратория состоит из шести кантат (частей). На концерте прозвучали три. Начинается повествование с указа кесаря Августа о переписи населения  по всей земле.

Иосиф с беременной женой Марией отправляются на перепись из Назарета (Галилеи) в свой город  Вифлеем в Иудее. В гостинице из-за огромного скопления народа им не было места. Поэтому Иосиф и Мария вынуждены были ночевать в хлеву. Там и родился Младенец Иисус. Это - первая кантата «Рождественской Оратории». Благую весть о Его рождении ангелы возвещают пастухам (вторая кантата). Пастухи спешат приветствовать Спасителя (третья кантата).

Каждая кантата  длится около получаса. Первая - «Рождение Младенца» (1-й день праздника Рождества Христова) состоит из 9 номеров. Открывается Оратория  торжественным и радостным хором «Славьте, ликуйте и праздник воспойте». На сцене – вокальный ансамбль  Intrada. Художественный руководитель ансамбля Екатерина Антоненко. Вместе с ним исполняет Ораторию  Государственный камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Художественный руководитель и главный дирижёр- Владимир Спиваков. За дирижёрским пультом – Ханс-Кристоф Радеман (Германия). Во втором номере вступает солист – тенор Евангелист Пауль Швайнестер  (Австрия). Третий и четвёртый номер – речитатив и прекрасная ария альта Полины  Шамаевой преимущественно в сопровождении виолончели и скрипки. После короткого речитатива Евангелиста, следует хорал и речитатив первого баса – Тобиаса Берндта (Германия). В одном из номеров арию баса хорошо  исполнил Дмитрий Орлов  в сопровождении струнных, трубы, гобоя, органа. Завершил первую часть –  хорал. 

Вторая кантата - «Благая весть пастухам» (2-й  день праздника Рождества  Христова.) Состоит из 14 номеров. На сцене - Анастасия Белукова (сопрано). Первый номер второй кантаты, № 10, называемое Sinfonie  (вступление) исполнил тенор-Евангелист и полный состав оркестра, включая орган и клавесин. Прекрасный хорал  прозвучал в исполнении хора с оркестром и также речитатива Евангелиста и сопрано в роли Ангела, №13.  Далее речитатив баса, сменяющегося тенором. Затем чудесная музыка и исполнение хорала, небольшой речитатив баса. №19 –«Спи, мой любимый, почувствуй покой» - нежная колыбельная в хорошем исполнении альта. Радостный хор, славящий Бога, мир на земле, №21. Затем следует речитатив баса. И завершает вторую кантату хорал в отличном исполнении хора и оркестра - воспевание, слава Младенцу-Господу.                               

В заключении прозвучала  третья  кантата: «Пастухи у яслей Младенца» (3-й день праздника Рождества Христова) - №№ 24 – 35. Торжественный и радостный хор с оркестром, №24 . В №26 хор с оркестром отличается удивительной красотой. И далее  все номера исполнялись с огромным вдохновением. Особенно  незабываемые дуэт сопрано и баса, №29  и ария-молитва -  шедевр альта в сопровождении скрипки, виолончели, органа, клавесина,№31.  Завершение –  чудесный хорал:  «Возрадуйтесь, что наше спасение родилось – Господь Бог, который есть  Христос».

Восторженные, продолжительные аплодисменты, много цветов. На бис был великолепно исполнен 1-й номер  первой кантаты: «Ликуйте, торжествуйте». Высочайший эмоциональный настрой,  благодарность Хансу-Кристофу Радеману, достойнейшему последователю, преемнику великого Гельмута Риллинга, солистам Полине Шамаевой,  Паулю Швайнестеру,  Дмитрию Орлову. Потрясающе, выше всех похвал исполнили свои партии  Анастасия Белукова и Тобиас  Берндт. Также превосходно выступи ансамбль  Intrada  и камерный оркестр «Виртуозы Москвы». Такой состав всех исполнителей не уступает лучшим составам мирового уровня. Безусловно, этот концерт войдет  в первую десятку лучших из лучших  в этом филармоническом сезоне.

В качестве пожелания:  более понятной для публики эта потрясающая музыка великого Баха могла быть при чтении артистом соответствующих  стихов Евангелия  и, может быть,  демонстрации картин  с  рождественским сюжетом в  формате  3D.

1-е фото картина «Поклонение пастухов» Бонифацио Веронезе.

Давид Файнгор, фото Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика