На сцене Концертного зала имени Чайковского в Москве прошёл вечер памяти погибших в авиакатастрофе ТУ-154 над Чёрным морем 25 декабря 2016 года. Была исполнена заупокойная месса «Реквием» Джузеппе Верди под управлением маэстро Валерия Гергиева. В состав исполнителей входили оркестр и хор Мариинского театра, Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова, хор студентов Академии хорового искусства имени В.С. Попова и солистов. Состав солистов: Татьяна Сержан (сопрано), Юлия Маточкина (меццо-сопрано),
Нажмиддин Мавлянов (тенор), Ильдар Абдразаков (бас).
Среди погибших: Главный военный дирижёр генерал-лейтенант В.М. Халилов, артисты Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, начальник Департамента культуры Министерство обороны Российской федерации А.Н. Губанков , советник Департамента О.Т. Бадрутдинова. Все они были коллегами и друзьями Валерия Гергиева и Мариинского театра, были связаны творческими проектами, в том числе Московский пасхальный фестиваль.
"Реквием" (за упокой) великого итальянского композитора Джузеппе Верди была написана в 1874 году. Это произведение напоминает его поздние оперы («Аида») с истинно итальянской оперной кантиленой. Произведение глубоко драматичное, скорбное, Верди написал на канонический латинский текст. Неоднократно в этом сочинении повторяется тема «Дня гнева», устрашающая картина Судного дня. Для Дж.Верди это безжалостное вторжение смерти на фоне лирических частей, в которые композитор вложил свой мелодический дар. До сих пор спорят: в «Реквиеме» Дж.Верди – оперные элементы, включённые в литургический стиль сочинения, оперный жанр или духовный? Произведение искажено или усовершенствовано?
Реквием имеет семь частей. Пролог – Первая часть. RequiemaeternametKyrieeleison («Вечный покой» и «Господи помилуй») –Звуки молитвы хора, горестные вздохи, мелодия солистов.
Вторая часть. Грандиозная, Sequenta (Секвенция), состоит из ряда эпизодов: Dies irae («День гнева») – страшный суд, полные ужаса и мольбы, с вихрями смерти. Исполняет хор. .
Tuba mirum («Труба дивная») – перекличка четырёх труб с чудными звуками через места погребения. Созывают всех к трону. Бас и хор.
Mors stupebit («Оцепенеет смерть и природа»). Бас и хор.
Liber scriptus proferetur – Возглашается писанная книга, в которой содержится всё, откуда мир будет судим. Меццо-сопрано и хор.
Quid sum miser («Когда судья воссядет»). Никто не останется без наказания. Сопрано, меццо-сопрано, тенор (терцет).
Rex tremendae majestatis (« Царь устрашающего величия»), кто милостиво спасает всех. Квартет солистов и хор.
Recordare, Jesupic («Помни, Иисус милосердный»). Не погуби меня в этот день, сотвори дар прощения перед лицом судного дня. Дуэт сопрано и меццо-сопрано.
Ingemisco («Я вздыхаю…») Пощади молящего, Боже! Тенор.
Confutatis ( «Суд…») Величавый, скорбный эпизод. Бас, обвиняющий и устрашающий хор.
Lacrimosa dies illa («Слёзный этот день»), в который восстанет из праха осуждённый, грешный человек. Так пощади его, Боже, даруй покой. Аминь. Проникновенная мелодия удивительной красоты. Солисты и хор.
Третья часть . Offer torium («Приношение даров»). Созерцательная музыка. Квартет солистов.
Четвёртая часть. Sanctus («Святой»). Небо и земля полны твоей славой. Блестящая фуга, воспевающая созидание, воплощение силы жизни. Двойной хор.
Пятая часть. Agnus dei. Агнец Божий, кто принимает грехи мира, дарует им покой. Сдержанный, отрешённый дуэт сопрано и меццо-сопрано, хор, в духе средневекового церковного песнопения.
Шестая часть. Lux Aeterna Вечный свет даруй им, Господи, потому что ты милосердный. Меццо-сопрано, тенор, бас (терцет). Контраст света и тьмы.
Седьмая часть, заключительная. Libera me («Освободи меня, Господи»). Грандиозный эпилог Реквиема. В самом конце – фуга с темой героического, волевого характера. Звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа. Сопрано и хор.
Многие критики считают, что лучшая интерпретация произведения создана Артуром Тосканини и Карло Марии Джулини. Им удавалось исполнять «Реквием» как заупокойную мессу, наполнить ее религиозным чувством.
Исполнение «Реквиема» Дж.Верди под управлением мастера Валерия Гергиева является событием, полностью соответствующим трагическому моменту в эти дни. Яркая, мощная, скорбная, возвышенная интерпретация. Оркестр и Хоры исполняли вдохновенно. Все солисты вполне достойные. Энергия, заложенная Дж.Верди, интерпретировалась всем составом исполнителей, в первую очередь маэстро Гергиевым. Большое спасибо, огромное удовольствие.
Давид Файнгор, фото автора