На сцене Концертного зала имени Чайковского в Москве прошёл вечер памяти погибших в авиакатастрофе ТУ-154 над Чёрным морем 25 декабря 2016 года. Была исполнена заупокойная месса «Реквием» Джузеппе Верди под управлением маэстро Валерия Гергиева. В состав исполнителей входили оркестр и хор Мариинского театра, Государственный академический Московский областной хор имени А.Д. Кожевникова, хор студентов Академии хорового искусства имени В.С. Попова и солистов. Состав солистов: Татьяна Сержан (сопрано), Юлия Маточкина (меццо-сопрано),

Нажмиддин Мавлянов (тенор), Ильдар Абдразаков (бас).

Среди погибших: Главный военный дирижёр генерал-лейтенант В.М. Халилов, артисты  Академического ансамбля песни и пляски Российской армии имени А.В. Александрова, начальник Департамента культуры Министерство обороны Российской федерации А.Н. Губанков , советник Департамента  О.Т. Бадрутдинова. Все они были коллегами и друзьями  Валерия Гергиева и Мариинского  театра, были связаны творческими проектами, в том числе Московский пасхальный фестиваль.

"Реквием" (за упокой) великого итальянского композитора Джузеппе Верди была написана в 1874 году. Это произведение напоминает его поздние оперы («Аида») с  истинно  итальянской оперной кантиленой. Произведение глубоко драматичное, скорбное, Верди написал на канонический латинский текст. Неоднократно в этом сочинении повторяется тема «Дня гнева», устрашающая картина Судного дня. Для Дж.Верди это безжалостное вторжение смерти на фоне лирических частей, в которые  композитор вложил свой мелодический дар. До сих пор  спорят: в «Реквиеме» Дж.Верди – оперные элементы, включённые в литургический стиль сочинения, оперный жанр  или  духовный? Произведение искажено или усовершенствовано?

Реквием имеет  семь частей. Пролог – Первая часть. RequiemaeternametKyrieeleison («Вечный покой» и «Господи помилуй») –Звуки молитвы хора, горестные вздохи,  мелодия солистов.                                                                                                  

Вторая часть. Грандиозная, Sequenta (Секвенция), состоит из ряда эпизодов: Dies  irae («День гнева») – страшный суд, полные ужаса и мольбы, с вихрями смерти. Исполняет хор.                                                                                                                                                          .                 
Tuba 
mirum («Труба дивная») – перекличка  четырёх труб с чудными звуками через места погребения. Созывают всех к трону. Бас  и хор.                                                                                            

Mors stupebit («Оцепенеет смерть и природа»). Бас и хор.                                                                          

Liber scriptus proferetur – Возглашается писанная книга, в которой содержится всё, откуда мир будет судим. Меццо-сопрано и хор.                                                                                                                   

Quid sum miser («Когда судья воссядет»). Никто не останется без наказания. Сопрано, меццо-сопрано, тенор  (терцет).                                                                                                       

Rex tremendae majestatis (« Царь устрашающего величия»), кто милостиво спасает всех. Квартет солистов и хор.                                                                                                               

Recordare, Jesupic («Помни, Иисус милосердный»). Не погуби меня в этот день, сотвори дар прощения перед лицом судного дня. Дуэт сопрано и меццо-сопрано.                                                 

Ingemisco («Я вздыхаю…») Пощади молящего, Боже!  Тенор.                                                                   

Confutatis ( «Суд…»)  Величавый, скорбный эпизод. Бас,  обвиняющий и устрашающий хор.          

Lacrimosa dies illa («Слёзный этот день»), в который восстанет из праха осуждённый, грешный человек. Так пощади его, Боже, даруй  покой. Аминь. Проникновенная мелодия удивительной красоты. Солисты и хор.                                                                                                               

Третья часть . Offer torium («Приношение даров»). Созерцательная музыка. Квартет солистов.                                                                                                                                                                                                                       

Четвёртая  часть.  Sanctus  («Святой»). Небо и земля  полны твоей славой. Блестящая фуга, воспевающая созидание, воплощение силы жизни. Двойной  хор.                                                          

Пятая  часть. Agnus dei. Агнец Божий, кто принимает грехи мира, дарует им покой. Сдержанный, отрешённый дуэт сопрано и меццо-сопрано,  хор, в духе средневекового церковного песнопения. 

Шестая  часть. Lux Aeterna  Вечный свет даруй им, Господи, потому что ты милосердный. Меццо-сопрано, тенор, бас (терцет). Контраст света и тьмы.                                                                                   

Седьмая  часть, заключительная. Libera me («Освободи меня, Господи»). Грандиозный эпилог Реквиема. В самом конце – фуга с темой героического, волевого характера. Звучит как гимн мужеству, силе человеческого духа. Сопрано и хор.

Многие критики считают, что лучшая интерпретация произведения создана Артуром Тосканини и Карло Марии Джулини. Им удавалось исполнять «Реквием» как заупокойную мессу, наполнить  ее религиозным чувством.                                                                                                                                                                

Исполнение «Реквиема» Дж.Верди под управлением  мастера Валерия Гергиева  является событием, полностью соответствующим трагическому моменту в эти дни. Яркая, мощная, скорбная, возвышенная   интерпретация. Оркестр  и  Хоры  исполняли вдохновенно. Все солисты  вполне достойные.  Энергия, заложенная  Дж.Верди,  интерпретировалась всем составом  исполнителей, в первую очередь  маэстро Гергиевым.  Большое спасибо, огромное удовольствие.                

Давид Файнгор, фото автора

Яндекс.Метрика