-  Мы представляем в Третьяковской галерее шедевры Беллини, Рафаэля, Караваджо... Лучшее из лучшего  из Пинакотеки Ватикана, - заявил сеньор Антонио Паолуччи, его директор. –  Эта выставка из 42  картин – знак дружбы между Православной и Католической церквями. Отношения между ними должны развиваться. «Roma Aeterna…»  (Рим Великий) – часть большого проекта, в 2017 году в Ватикане пройдет ответная выставка. Значительную часть ее экспонатов составят произведения русской живописи на евангельские сюжеты. По словам Аркадия Ипполитова (Государственный Эрмитаж),

куратора выставки, Третьяковская галерея – уместное место. Все русское искусство пропитано Римом. Католицизм и православие исходят из одного корня. Главное, что Рим не просто город, это – вся Европа, ее история, квинтэссенция европейского духа. Отбор чудесен, все картины замечательны. Некоторые из них мы даже не надеялись получить.

В первом зале зрителя встречает одно из самых ранних изображений святого Франциска Ассизского, написанное вскоре после его канонизации в 1228 году. Эта картина Маргаритоне д”Ареццо вошла во все учебники по истории искусства как выдающийся образец позднего романского стиля. Святой Франциск сыграл важнейшую роль в истории западной церкви, недаром его имя выбрал нынешний папа, ставший первым Франциском в истории Ватикана.

Каждое произведение, представленное на выставке, исключительно. Древняя икона «Христос благословляющий» никогда не покидала пределы Ватикана. Этот образ говорит о единстве церкви до раскола в 1054 году. Неизвестный римский мастер представил Иисуса в  образе Пантократора, т.е. повелителя Вселенной. Древнерусская икона Спаса Вседержителя также хранит воспоминание о единстве церкви.

Чувство умиления вызывают три фрески, первые две называются «Ангел, играющий на лютне» и третья - «Ангел, играющий на виоле» Мелоццо да Форли. Они являются фрагментами росписи купола церкви Санти Апостоли, огромной многофигурной композиции «Вознесение Христа». Лики ангелов  прекрасны как воспоминание о рае в генетической памяти каждого из нас.

В центре второго зала помещены произведения Рафаэля. Это два алтарных образа «Вера» и "Милосердие". Три с половиной столетия имя Рафаэля было синонимом абсолютного совершенства в искусстве. Первые критические отзывы раздались в середине XIX века, затем число его критиков ширилось. Однако, громкое отрицание – род признания.

Главный шедевр на выставке – «Положение во гроб» Караваджо. Иконография этой картины призывает к простоте древнего христианства, которое поддерживали  многие деятели Контрреформации. Современники восприняли  эту работу так, как в начале  XX века воспринимали авангард.

Третий зал – необычная серия картин, вставленных  в одну раму, изображающая ночные наблюдения всех известных на то время планет Солнечной системы. Ее создал болонский художник Донато Крети по заказу Луиджи Фердинандо Марсили, астронома-любителя.

На открытии выставки  Зельфира Трегулова, директор  Третьяковки, подчеркнула: - Никогда Ватикан не предоставлял выставку в таком количестве ни в одну страну. Так что мы хотим создать атмосферу, которая поможет посетителям  поверить в то, что возможен уровень доверия, который позволил этим вещам оказаться в Москве.

Светлана Телятникова-Никабадзе, фото автора

Яндекс.Метрика