- Наша "Итальянская осень" продолжается, - сказала на открытии выставки "Пиранези. До и после" директор Пушкинского музея Марина Лошак. - Правда, ей не хватает солнца". Посол Италии в РФ Чезаре Мария Рагальини в ответ пошутил: "Воздействовать на погоду сложновато. Но замечаю, что с тех пор , как нахожусь в Москве, зимы стали теплее... А если серьезно, то рад отметить, культурное сотрудничество наших стран переживает настоящий бум".
Выставка "Пиранези. До и после. Италия - Россия. XVIII - XXI века" - второй значительный проект, осуществленный в рамках "Итальянской осени" в Москве. В Государственном музее изобразительных искусств имени А.С Пушкина развернута экспозиция работ одного из величайших рисовальщиков в мире - Джованни Батиста Пиранези (1720-1778). По всесторонней одаренности это был поистине человек Возрождения. Гравер, архитектор, ведуист, декоратор, ученый-исследователь.
На выставке экспонируются около 400 его произведений. Впервые российские зрители могут увидеть у себя на родине гравировальные доски художника, которые предоставлены Центральным институтом графики (Римская Калькография). Впервые их вниманию предлагаются листы из масштабных теоретических трудов Пиранези, в частности, "Римских древностей".
Он запечатлевал исчезающие образцы античных памятников. Особенно его интересовали погребальные сооружения - саркофоги, мавзолеи, надгробные чаши, напрямую ассоциировавшиеся с темой величия древнего Рима. На выставке представлен лист с изображением входа в верхнюю комнату мавзолея императора Адриана (более известный туристам, как замок Святого Ангела). В этой комнате, кстати, проходили судебные заседания.
Он преклонялся перед инженерно-техническими навыками мастеров того времени. И потому так тщательно выписано, например приспособление для подъема больших камней. Есть у него и "Вид древней Аппиевой дороги", который можно охарактеризовать, пользуясь современным киноязыком, как крупный план. Она того стоит, недаром римляне называли ее царицей дорог.
Пиранези лично принимал участие в раскопках. Следствием чего явились не только очередные гравюры, но и воссозданные им памятники античности. Художник также с увлечением разрабатывал проекты мебели и каминов. И эта сторона творчества оказала в дальнейшем существенное влияние на развитие неоклассицизма.
Название выставки концептуально. Раздвинуты границы собственно искусства и жизни Пиранези. "До" - это предшественники и учителя-современники. А вот "после" - это стремительный рывок в будущее. Потому что наследие великого итальянца вдохновляло и вдохновляет художников и архитекторов, начиная с конца XVIIIстолетия и вплоть до наших дней включительно.
Лариса Ровнянска, фото Светлана Телятникова
Выставка продлится до 13 ноября 2016 года