Новая опера открыла 26-й сезон оперой Ш. Гуно «Фауст». Премьера приурочена к 150-летию московской премьеры и 125-летию со дня рождения Михаила Булгакова. По словам драматурга Мугинштейна, Москву накрыла фаустиана. Булгаковкий Воланд (Мефистофель) - вселенский философ. Но Фауст Гуно должен уйти от сатанинских пролежней.

Екатерина Одегова, режиссер- постановщик, в прошлом сезоне успешно поставившая в театре «Саломею» Рихарда Штрауса, рассказала, что хотела влить в традицию новые соки. Существует заблуждение, что Фауст у Гуно проще, чем у Гете. Композитор посвятил проблеме религии, отношениям с Богом гораздо большее место. Правда, от лица зрителей хочется возразить,  что не совсем корректно сравнивать роман и оперу. Сценическое воплощение реализуется по законам своего жанра, в данном случае оперы с ее музыкальными и вокальными возможностями, усиливающими эмоциональное восприятие перипетий героев.

- Я скептически отношусь к мнению, что оперу идут, прежде всего, слушать, а потом уже смотреть – заявила в интервью «Вешалке» Е. Одегова, которая так и не сумела из-за репетиции выйти к журналистам перед премьерой. - Потому что это путь к простой красивости и наслаждению ариями и мелодраматическими разливами. Нельзя не вспомнить об отношении к этой опере разных слоев публики. Вот меломаны: «Фауст» - как здорово!» А вот эстеты относятся к опере с нескрываемым скепсисом. Хотелось идти как бы с нуля, от самого материала.

«Фауст» Гуно – один из краеугольных камней французской оперы XIX века, – отметил Ян Латам Кениг, музыкальный руководитель и дирижер. - Гуно воплотил в ней стиль, полностью отвечающий французскому мировоззрению, ментальности. Интересно, что любовная линия увлекала Гуно значительно меньше, чем, к примеру, Берлиоза «В осуждении Фауста». Взглянув на важные партии в опере, понимаешь, что композитор больше сосредоточен на зле, воплощенном в Мефистоофеле. Он любопытным образом доминирует над Фаустом. Видимо, это и привлекло к опере Федора Шаляпина: партия Мефистофеля стала одной из «визитных карточек» великого русского баса.

За час до премьеры маэстро сказал о неизбежном влиянии языка на музыку и необходимости избежать акцентирования. Он похвалил исполнителей Новой оперы обоих составов, которые работали не покладая рук.

Партию доктора Фауста в первый день премьеры исполнил Хачатур Бадалян, Мефистофеля - Евгений Ставинский, Маргариты - Елизавета Соина. По реакции зрителей на их исполнение и других действующих лиц было очевидно, что они оправдали похвалу маэстро  

Остается добавить, что либретто написано Ж.Барбье, и М. Карре по мотивам одноименной трагедии И.В. Гете, которое драматург М. Мугинштейн не изменил, но расставил свои акценты.

Светлана Телятникова, фото Владимир Орехов (1), Даниил Кочетков (2).  

Яндекс.Метрика