27 августа  в кинотеатре "Октябрь"  состоялась лекция в рамках проекта КАРО. Арт.  Два известных человека  -  продюсер Александр Роднянский и режиссер Алексей Мизгирев - поделились своими мыслями  по поводу любопытной тенденции: встречного движения авторского и жанрового массового  кино. Не случайно Голливуд сегодня привлекает независимых режиссеров  для постановки блокбастеров. Модератором лекции стал куратор курса "Современное кино и дистрибуция" Московской школы кино В. Коршунов.

                                                                                                                    Желающие из числа слушателей задавали вопросы, зачастую касавшиеся каких-то профессиональных тонкостей. Из чего можно было заключить, что собралась "целевая" аудитория. Пришедших на встречу, помимо содержательного разговора на заданную тему, ожидало знакомство, правда, очень лаконичное, с совместным проектом мастеров - фильмом  "Дуэлянт" (студия Non-stopproduction). "Этот режиссер, - сказал о Мизгиреве продюсер, - может делать кино с объемными характерами и сложным человеческим содержанием". Были показаны эксклюзивные фрагменты, доносящие спрессованную энергетику тайны и страдания. Стоит добавить: чисто русского. В диалоге авторов проекта прозвучал следующий посыл: в нашей культурной традиции герой не мог быть не страдающим.  Понятие чести для него было основополагающим. Сегодня оно кажется анахронизмом и повсеместно заменяется другим - успешностью. Хотя в глубине души каждый человек знает ей цену...

В девятнадцатом веке человеческое достоинство отстаивалось на дуэли, и репутация дорогого стоила. В двадцатом Осип Мандельштам дал пронзительную метафору: "Пропала крупиночка: гомеопатическое драже, крошечная доза холодного белого вещества... эта дробиночка именовалась честью".

Отечеcтвенная история дает примеры самых разных дуэльных практик. Романтические, политические, литературные. Существовала дуэль "aquatre" (четверная), когда стрелялись и секунданты. Но вот в новом фильме представлен редчайший тип: дуэлянт по договоренности, замещающий одного из противников и соответственно берущий на себя все риски. Распространено мнение, что дуэльный кодекс этого не запрещал. Хотя утверждать наверняка нельзя.

Выдающийся исследователь русской культуры Юрий Лотман писал: "Дуэль - предрассудок, но честь, которая вынуждена обращаться к ее помощи, - не предрассудок... Только пунктуальное следование установленному порядку отличало поединок от убийства. Но необходимость точного соблюдения правил вступала в противоречие с отсутствием в России строго кодифицированной дуэльной системы. Никаких дуэльных кодексов в русской печати, в условиях официального запрета, появиться не могло... Строгость в соблюдении правил достигалась обращением к авторитету знатоков". То есть, выражаясь современным языком, действовали "по понятиям".

Пора обратиться собственно к сюжету. 1860 год. Отставной офицер Яковлев после пяти лет вынужденного отсутствия возвращается в столицу с единственной целью - отомстить обидчикам, опозорившим его имя. Такой вот петербургский граф Монте-Кристо. На этом сходство заканчивается. Офицер завоевывает славу дуэлянта, который не способен промахнуться или сам угодить под пулю. Подозревают, что этот загадочный человек то ли заговорен, то ли продал душу дьяволу. По сути, киллер, получающий солидное вознаграждение за свои услуги, он к деньгам почти равнодушен. "Перекупщик дуэлей, бретер, гениальный стрелок, - так характеризует своего героя Петр Федоров, знакомый зрителям по военной драме "Сталинград". - По ходу действия он претерпевает категорическое изменение. Такая роль - подарок для актера".

Судя по показанным в "Октябре" фрагментам, мощный образ создает и Владимир Машков. В фильме также заняты Сергей Гармаш, Юлия Хлынина, Юрий Колокольников, немецкая актриса Франциска Петри.

"Дуэлянт" (формат 2D/IMAX) выходит в прокат 29 сентября 2016 года

Лариса Ровнянская, фото Светлана Телятникова

Яндекс.Метрика