Открывшаяся выставка в Пушкинском «Лев Бакст. К 150-летию со дня рождения»  представляет около 250 оригинальных произведений живописи, включая сценические костюмы и эскизы для тканей. Художник прожил жизнь под разными именами, отчествами и фамилиями. В детстве он был Лейб-Хаим Израилевич, потом Лев Самойлович Розенберг, и, наконец, Леон Николаевич Бакст. В иврите каждая буква имеет числовое значение. Меняется имя, изменяется сумма букв (гематрия), а, значит, - судьба.

  Лейб-Хаим Израилевич Розенберг родился в Гродно в ортодоксальной еврейской семье.  После окончания гимназии он поступил вольным слушателем в Академию художеств в Петербурге. Уже на первой выставке в 1889 году взял псевдоним Бакст – укороченную фамилию бабушки, урожденной Бакстер. С 1893 -1897 гг.  жил в Париже и примкнул  к кружку писателей и художников Сергея Дягилева и  Александра Бенуа, который позднее превратился в объединение «Мир искусства». Леон Бакст вошел в историю своими необычными декорациями и костюмами к таким легендарным постановкам, как «Клеопатра», «Шехеразада», «Синий Бог», «Спящая красавица». Художник  рассматривал драму, оперу, балет как синтетические конструкции, в которых цвет, звук, слово и движение являются равноправными партнерами.

Бакст прославился не только как театральный художник, но и как живописец, портретист. Он написал портреты Малявина, Розанова, Андрея Белого, Зинаиды Гиппиус. Последний был скандальным, поскольку Зинаида Гиппиус предстала в мальчиковом костюме. Известны портреты императрицы Елизаветы Петровны, Екатерины II в мужской одежде. Неординарную Зинаиду Гиппиус Мережковский называл «белой дьяволицей», Александр Бенуа – «принцессой Грезой с улыбкой Джоконды», на которую она походила, когда надевала белое платье.

– Я не знаю ваших московских обычаев,- говорила она. -  Можно ли всегда бывать в белых платьях? Я иначе не могу. У меня иного цвета как-то кожа не переносит.

К тому же она прикрепляла к белому платью маленькие крылышки. Эта удивительная женщина являла собой контрасты во всем. Она посвятила Баксту стихотворение, в котором есть такие строчки: «Утешить в горести поможет только тот, … кто любит без тоски и как дитя живое».

В 1903 году  в Варшаве Бакст принял лютеранство ради брака с Любовью Павловной Третьяковой, дочерью П.М.Третьякова. Для заключения брака обратился с прошением на высочайшее имя, чтобы получить вместо фамилии Розенберг фамилию Бакст. Спустя четыре года супруги окончательно расстались.

По словам Марины Лошак, генерального директора ГМИИ, Бакст чувствовал себя человеком мира. Работы привезены  из более, чем 30 музеев и частных коллекций. О его популярности свидетельствует тот факт, что при жизни его картины стоили дороже, чем работы Матисса и Пикассо. Он был известен как мастер книжной и журнальной иллюстрации, дизайнер интерьеров и создатель высокой моды, писал статьи о моде и современном искусстве, читал лекции, увлекался фотографией, проявлял интерес к кино. И даже написал полный интригующих подробностей автобиографический роман.

У Бакста учился Марк Шагал, которому он не советовал покидать Россию, поскольку  считал, что тот будет нищенствовать во Франции. Однако тот не послушался и оказался прав. У Шагала блестяще сложилась творческая судьба на Западе. Таким образом, белорусская земля в современных границах подарила миру двух блистательных, самобытных художников, известных во всем мире.

Выставка продлится до 4 сентября 2016 года.

 Светлана Телятникова-Никабадзе

Яндекс.Метрика