ГМИИ им. А.С. Пушкина отпраздновал День рождения. 28 и 31 мая все желающие могли прийти на лекции и принять участие в экскурсиях, которые вели не только искусствоведы, но и известные "медийные" люди со своим собственным видением прекрасного.  Среди них - публицист и телеведущий Александр Архангельский. - Русские меценаты, Иван Морозов и Сергей Щукин,  умели видеть сверхактуальное искусство. Умели идти вперед. Они доверяли художникам, - сказал он.

Один из самых известных в России и  в мире  музей на Волхонке открылся для публики 31 мая  1912 года. Первоначально назывался Музеем изящных искусств имени императора Александра III.  А имя Пушкина получил в 1937 году в связи со 100-летием со дня смерти гения. 

Анастасия Цветаева, дочь создателя и первого директора  музея Ивана Владимировича Цветаева,  в своих поэтичнейших "Воспоминаниях"  делилась с читателем:  "Майская синева наполнила стеклянные переплеты потолков белого мраморного здания на площади бывшего Колымажного двора на Волхонке... Каким светом залиты мрамор, зеленый и розовый, лестницы, торжественная белизна залы... Не могу не сказать, каким взволнованным днем было 31-е  мая - для нас, Цветаевых. О папе я не берусь говорить - оно и в слова не ложится. Шестидесятипятилетний, вынеся удар после смерти мамы и последних напряженных лет непосильных трудов по обоим музеям (Румянцевскому и новому, им создаваемому)... вынесший травлю министра просвещения, папа держался только крепостью духа, непостижимым упорством радостного служения делу". Кстати, в следующем году исполнится 160 лет со дня рождения Ивана Владимировича Цветаева. Было бы правильно, если бы восторжествовала историческая справедливость, и ГМИИ присвоили имя его создателя.

По трем адресам на Волхонке (в главном здании Пушкинского музея, в Галерее искусства стран Европы и Америки XIX- XX  веков и в Усадьбе Голицыных) 28 и 31 мая были прочитаны лекции и проведены экскурсии для всех желающих. Лишь несколько названий: "Коллекция Ильи Зильберштейна из РГАЛИ" (Галина Злобина, приглашенный куратор выставки),  "Атрибуция портретов из собрания ГМИИ им. А.С. Пушкина" (Александр Кибовский, руководитель столичного  Департамента культуры), "Отечественные археологи на территории Ирака" (Рауф Мунчаев, член-корреспондент РАН), "Живопись и скульптура в поэзии XIX- XX вв." (Надежда Шапиро, учитель литературы), "Мифы Древнего Египта" (Никита Стимошенко, участник кружка "Беседы об искусстве").

Предсказуемый аншлаг ожидал экскурсии, посвященные Полю Сезанну и Пабло Пикассо. Первую вела известная актриса Ингеборга Дапкунайте, вторую - писатель, литературный критик, телеведущий Александр Архангельский.

Зрители увидели актрису в новом качестве. Это для нее не новая роль. Просто желание поделиться своими выводами, не претендующими на всеохватность знания и профессиональную отточенность формулировок. Отсюда призыв к присутствовавшим задавать вопросы, над которыми можно подумать всем вместе.

- Я не искусствовед, я  человек, который интересуется искусством. Почему Сезанн? Потому что он гений, потому что его не спутаешь ни с кем другим.  Главным для него был принцип: не то, что я вижу, а то, как я это вижу.

В зале, где выставлены полотна художника, она остановилась на трех из них - революционном для своей эпохи натюрморте  "Персики и груши" и пейзажах с изображением горы св. Виктории, которую Сезанн не уставал писать. В разное время суток, в разных ракурсах, в разном состоянии духа, наконец.

Не одни лишь тайны творчества стали темой этой экскурсии,  Дапкунайте аккуратно насытила ее эпизодами из жизни довольно закрытого и нелюдимого Поля Сезанна. Сын состоятельных родителей, он никогда не волновался о куске хлеба и потому мог безраздельно посвятить себя живописи. Представитель богемной профессии, он оказался однолюбом и  верным спутником своей избранницы. Дружил с Эмилем  Золя, но, когда тот изобразил в новом романе художника-неудачника, почему-то узнал в герое себя и порвал с писателем все отношения...

Блестящий интеллектуал Александр Архангельский использовал в своей экскурсии метод контраста на примере двух самых знаковых картин для "голубого" и "розового" периодов Пабло Пикассо. Это "Старый  еврей с мальчиком" (1903) и "Девочка на шаре" (1905). Закрытое пространство и холодные безжизненные краски как метафора безысходности жизни в первой.  Светлый колорит, появление дальней перспективы, противоречивая гармония хрупкости и основательности, юности и зрелости во второй. Не только принципиально иное письмо - другое мироощущение.

Александр Николаевич отдал дань светлой памяти тех, без чьих усилий нам не пришлось бы сегодня любоваться в стенах Пушкинского музея шедеврами западноевропейской живописи XIX-XX вв.  Речь идет о московских купцах и коллекционерах Щукине  и Морозове. Примерно 15 лет они активно пополняли свои коллекции, в том числе и новаторскими вещами, которые современники априори не могли оценить. Да и сами они на чисто рациональном уровне тоже. Но срабатывало какое-то шестое чувство, свойственное лишь коллекционерам от Бога. Морозов признался однажды, что картину он отбирал, если вдруг ощущал "электрический шок".   

В 1918 году их собрания были национализированы, хотя меценаты написали дарственные, на которые, впрочем, новая власть внимания не обратила. Какое-то время оставались на родине, фактически, будучи смотрителями своих коллекций. Но здоровье, бодрость,  вера в будущее - все это покинуло их. Иван Абрамович Морозов скончался в Карлсбаде в 1921 году, Сергей Иванович Щукин ушел из жизни в Париже в 1936 году.

Лариса Ровнянская, Светлана Телятникова (фото)

Яндекс.Метрика