Духовой квинтет Большого театра представил в Бетховенском зале необычную и на редкость интересную концертную программу. Прозвучали сочинения В.А. Моцарта и Ж. Франсе. Новая программа квинтета позволила продемонстрировать большой исполнительский диапазон ансамбля. История Квинтета деревянных духовых инструментов  берет начало в середине ХХ века, когда в составе коллектива выступали:

   Е. Игнатенко (флейта), М. Оруджев (гобой), И. Бутырский (кларнет), П. Савельев (фагот) и А. Рябинин (валторна). В дальнейшем состав коллектива менялся, но в нем неизменно выступали лучшие духовики — солисты оркестра Большого театра, такие, как флейтист А. Голышев, гобоист С. Бурдуков, кларнетист Э. Мясников, фаготисты Ю. Рудометкин и В. Богорад, валторнисты И. Лифановский и В. Тарасов. С момента основания Квинтет деревянных духовых Большого театра вел активную концертную деятельность в Москве, городах СССР и за его пределами. В конце девяностых годов XX века история коллектива прервалась.

     В 2013 году руководство Большого Театра России приняло решение воссоздать Квинтет деревянных духовых инструментов Большого театра России. В состав ансамбля вошли лучшие солисты-духовики не только оркестра ГАБТ, но и страны: Николай Попов (флейта), Сергей Лысенко (гобой), Сергей Петров (кларнет), Алексей Раев (валторна) и Андрей Рудометкин (фагот). Этот поистине уникальный коллектив представляет собой ансамбль солистов.

     Обращает на себя внимание полнейшее взаимопонимание музыкантов, проявляющееся в идеальном совпадении нюансов и штрихов и чувствовании стиля. Вслед за выходом  компакт-диска «Классика. Авангард. Романтизм» ансамбль представил в Бетховенском зале необычную и на редкость интересную концертную программу. Прозвучали сочинения В.А. Моцарта (в том числе в транскрипции Г. Брауна) и Ж. Франсе. Новая программа квинтета позволила продемонстрировать большой исполнительский диапазон ансамбля. 

     Не секрет, что для каждого из музыкантов духового квинтета очень важно уметь слышать и ансамбль в целом, и свой голос в нем. Точно так же, как и для любого человека услышать мир – сложнейшая задача. В свою очередь, любой ансамбль – это ведь тоже своего рода маленький мир, только мир звуков. Вписаться в этот мир со своим голосом – далеко не простая, но очень интересная наука, которой каждый из музыкантов духового квинтета Большого театра владеет в совершенстве. А еще музыканты ансамбля убеждены, что то или иное музыкальное произведение – это не только послание композитора из одной эпохи в другую, но и духовное послание внутреннего мира одного человека другому. Так, например, музыка В.А. Моцарта – это его послание из XVIII века не только абстрактным слушателям XXI века, но и, прежде всего, каждому из нас.

     По мнению музыкантов квинтета, приступая к исполнению музыки В.А. Моцарта, очень важно коллективно осознать духовный замысел композитора и довести его до каждого слушателя. Способность через индивидуальное познание коллективно реализовать идею, заложенную в сочинении, - важнейшая задача для каждого из участников ансамбля.

 Если продолжить тему специфики ансамблевого исполнительства, то необходимо обратить внимание на то, что в обязанности каждого музыканта входит также выполнение всех штрихов и ремарок композитора. При этом он ни в коем случае не должен выделяться из ансамбля. Для этого необходимо постоянно развивать полифонию своего мышления. И каждый из музыкантов духового квинтета Большого театра великолепно справляется с этой задачей.

    Так же, как и сочинения В.А. Моцарта, произведения французского композитора ХХ века Жана Франсе (1912 – 1997) отмечены многоплановостью инструментальной фактуры, проявившейся как в сольных «высказываниях» инструменталистов, так и в изобретательных переплетениях их партий. Сын музыковеда, директора консерватории в Ле-Мане, и преподавательницы вокала, Франсе начал сочинять музыку в шестилетнем возрасте. С юных лет занимался композицией под руководством Нади Буланже. В 1923 году работа юного композитора удостоилась лестного отзыва Мориса Равеля. В 1930 г. Франсе окончил Парижскую консерваторию по классу фортепиано Изидора Филиппа, к 1932 году относится первое его сочинение, завоевавшее успех и популярность, — Концертино для фортепиано с оркестром. В 1933 г. Ж. Франсе написал два балета для Леонида Мясина — «Пляж» и «Школа танцев», а в 1935 г. — балет «Голый король» для Сержа Лифаря. Как оперный композитор дебютировал в 1938 г. «Хромым бесом» (по А. Р. Лесажу), исполненным под управлением его наставницы Буланже. Наиболее монументальным сочинением Ж. Франсе является оратория «Апокалипсис по святому Иоанну» (1939), впервые исполненная под руководством Шарля Мюнша в оккупированном Париже в 1942 году. Кроме того, Ж. Франсе принадлежат многочисленные инструментальные концерты (по большей части камерные) и другие инструментальные сочинения - музыка лёгкая, изящная, примыкающая к неоклассицизму.

     Игру духового квинтета Большого театра отличали яркость и убедительность интерпретаций, тонкая отделка деталей и разнообразие звукового колорита при искренней эмоциональности, идущей от живого ощущения музыки. Особо хочется отметить великолепное выступление солистов в пьесах Ж. Франсе – Петра Степина (контрабас) и Натальи Кисилевой (фортепиано).

     «Помни, что ты музицируешь не для своего удовольствия, а чтобы принести радость своим слушателям». Эти слова Рихарда Штрауса вспомнились не случайно. Они точно определяют то главное впечатление, которое остается после встреч с духовым квинтетом Большого театра. Высокая культура звучания, чуткое и трепетное отношение музыкантов к авторской интонации, незаурядное виртуозное мастерство и индивидуальная творческая манера, отмеченная изысканностью фразировки и нюансировки, - то, что подкупает в звучании квинтета, в исполнении им как классических, так и современных произведений. Его участников по праву можно назвать не только блистательными музыкантами, но и настоящими деятелями музыкальной культуры. Они способны играть музыку любой сложности. Помимо этого, они мобильны, страстно любят музицировать и, что не менее важно – среди них немало настоящих созидателей. 

     В настоящий момент у духового квинтета Большого есть много самых разных творческих замыслов, связанных как с музыкой ХХ столетия и уже нашего времени, так и с русской и зарубежной классикой. И хочется надеяться, что все они осуществятся. 

                                 

  После концерта Ирина Новичкова, кандидат искусствоведения, встретилась с Сергеем Лысенко и Андреем Рудометкиным и задала музыкантам несколько вопросов.

    - Расскажите, пожалуйста, о своем квинтете и о том, как возникла идея записи диска «Классика. Авангард. Романтизм»?

   Сергей ЛысенкоКвинтет деревянных духовых Большого театра в середине прошлого века был одним из известных камерных коллективов Москвы, в нем играли лучшие артисты оркестра. Квинтет выступал как в самом театре, так и ездил на самостоятельные гастроли. Участники квинтета входили и в знаменитый Ансамбль солистов Большого театра под управлением Александра Лазарева, открывшему слушателю редкий репертуар и составившему обширную дискографию. К сожалению, так случилось, что в девяностые годы Квинтет прекратил свое существование. Сегодня же, по нашей инициативе и при поддержке руководства Большого театра, он создан заново. В своих концертах в Бетховенском зале театра наш квинтет представляет цикл программ из европейской, американской и русской музыки, играет также много переложений. Свой первый диск мы решили посвятить отечественной музыке.       

 - В итоге, получилась программа, в которой представлены три века русской музыки, где есть и классика, и романтизм, и авангард, и даже современная эксцентрика.       

   С.Л.: Одним из очень интересных, записанных на диске произведений является Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны Эдисона Денисова – гуру советского авангарда, наперекор официальной эстетике внедрявшего принципы Новой музыки в отечественную музыкальную жизнь. Этот Квинтет композитор написал по просьбе и заказу всемирно известного, одного из самых лучших духовых квинтетов «DanziQuintett». Впервые они исполнили его в октябре 1969 года в Амстердаме и потом неоднократно играли в других городах.

   - Почему вы решили включить в этот диск также сочинение Евгения Светланова?

    Андрей Рудометкин: И мне, и Сергею посчастливилось работать с Евгением Федоровичем. Это великий дирижер, многие годы возглавлявший оркестр Большого театра и Госоркестр СССР, оставивший в записях фундаментальную антологию русской музыки. Последней оперой, поставленной им в Большом театре, стала «Псковитянка» Римского-Корсакова. Мы имели счастье исполнять это произведение вместе с ним, и это, конечно, была школа высочайшего мастерства… Помимо этого, Светланов был также талантливым пианистом и композитором. Самым известным его произведением стала симфоническая поэма «Калина красная». К счастью для всех нас оказалось, что у него есть и произведение, специально написанное для духового квинтета, - сюита «Деревенские сутки».

     - Какие еще сочинения записаны на вашем первом диске?   

  А.Р.: В нашем ансамбле есть замечательный флейтист Николай Попов, который сделал музыкальные шаржи на каждого музыканта нашего коллектива. В своем шуточном сочинении он берет на вооружение идею Камиля Сен-Санса, создателя знаменитого «Карнавала животных». Каждая пьеса созданного Николаем цикла, получившего название «Карнавал животных и насекомых», - своего рода шарж, причем объектами карикатур стали сами участники нашего квинтета и инструменты, на которых они играют. Так, «Поющий Слон» – это Алексей Раев и его валторна, «Танцующий Пингвин» - Сергей Петров и его кларнет, «Мохнатый Шмель» - Сергей Лысенко и его гобой, «Влюбленный Гусь» - это я и мой фагот, а «Черепаха» - автопортрет Николая с флейтой.

    В создании этого цикла автору очень помогло увлечение джазом – в каждой пьесе используются джазовые ритмы или гармонии, хотя, по большому счету, все равно он остается в своем произведении, прежде всего, классическим музыкантом, а джазовая интонация придает ему своеобразную изюминку.     

   Украшением диска стали также и Квинтет для флейты, гобоя, кларнета, фагота и валторны Александра Алябьева – «русского Шуберта», автора популярных опер, водевилей и знаменитого романса «Соловей», бравого гусара и храброго героя Отечественной войны 1812 года, и Фантазия на темы из оперы «Пиковая дама» П. Чайковского для духового квинтета Сергея Лысенко. .

    - Есть ли какие-то приоритеты в вашем репертуаре? Как вы относитесь к современной музыке?

  С.Л.: В ближайших планах нашего коллектива как раз интересная работа по Стравинскому. Это композитор, который оказал огромное влияние на весь ход музыкального процесса в ХХ веке. Два года назад отмечалось столетие «Весны священной», которую мы играли. И уже тогда мы подумали, а почему бы не сделать что-то такое же интересное и нашим квинтетом? Известный американский кларнетист Джонатан Рассел переложил фрагменты «Весны священной» для духового квинтета. И мы очень хотим это сыграть.

 

 

    

Яндекс.Метрика