«Скамейка» была написана А. Гельманом в начале 80-х годов. Тогда О. Ефремов с боем отстоял эту пьесу для МХАТа, а первыми актерами, исполнившими главные роли, стали Доронина и Табаков. Позже в других театрах героев «Скамейки» играли Фрейндлих и Стржельчик, Тенякова и Юрский, Муравьева и Калягин. Сейчас «Скамейку" принимают "на ура" во всем мире: от Франции до Японии.

Пьесе, которую чуть было не «зарубили» в Минкульте СССР, суждено было стать настоящим театральным долгожителемВ марте 2016 года «Скамейка» была представлена в подмосковном музее-заповеднике А.П. Чехова «Мелихово» актерами мелиховского театра «Чеховская студия».  Режиссер Татьяна Воронина обещала необычную подачу знакомой истории. Зрителям любимое, но по-новому приготовленное, театральное блюдо пришлось по вкусу. Оценил подачу и сам Александр Гельман. После спектакля он поделилсясвоими впечатлениями:

«Мне очень понравилось, как Татьяна Воронина это сделала. Мне понравился прием, когда артист одновременно рассказывает о герое и играет его. Все находки режиссера, минимализм в оформлении сцены, сама атмосфера, эти два больших микрофона – все это помогает сделать пьесу, написанную более тридцати лет назад, более современной и понятной. Люди смотрят и узнают себя в персонажах. Это очень хорошая работа».

Татьяна Воронина бережно сохранила блистательный текст Гельмана, но облекла его в абсолютно неожиданную форму. В театральной избе на просторах чеховской усадьбы вырастает пространство stand-up кафе, куда зрители перемещаются вместе с актерами. Звуки саксофона, настоящие напитки, действие ведут все те же двое – ОН и ОНА (главных героев играют актеры Наталья Беляева и Сергей Кирюшкин). Ритмы блюза, рока и народные мотивы как пестрые цветы прорастают сквозь их трогательный диалог. Режиссер выводит та сцену еще одну героиню – музыку, которая делает персонажей, и все действо ярче.

«Я убеждена, что с годами меняется не актуальность пьесы, а зрительское восприятие. И сейчас все труднее верить в подлинность бытового существования на сцене, – отмечает Татьяна Воронина. – Зритель уже не верит в «четвертую стену», как во времена Чехова и Станиславского. И как бы мы ни сопротивлялись этому, тем не менее, это - факт эволюции театра. Поэтому мы вынуждены искать новые формы, в том числе, новые формы актерского существования и общения со зрителем».

Лица зрителей мелиховской «Скамейки» скрыты от софитов, но улыбки и слезы на них невозможно не заметить. Нет сомнений, у Гельмана получилось тронуть что-то очень личное в душе каждого. И Татьяне Ворониной мастерски удается этой тонкой связи не нарушить. «Жизнь состоит и всегда будет состоять из «Он», «Она» и отношений между ними, – говорит режиссер. -  И мы всегда будем бродить по аллеям жизни в поисках счастья».

Спектакль закончился овациями. На поклонах на сцену поднялся и сам Александр Гельман. Он поблагодарил создателей спектакля и артистов. Чуть позже Гельман сообщил журналистам, что сейчас работает над новой пьесой. Очем именно она будет, драматург пока не уточняет.

 По материалам пресс-службы, фото Галина Фесенко

Яндекс.Метрика