В Центральном музее музыкальной культуры (Фадеева,4) –основном здании Всероссийского музейного объединения музыкальной культуры имени М.И. Глинки - открылась выставка «70 мелодий Победы». Выставка, посвящённая 70-летию Великой Победы, впервые предлагает услышать музыку войны наиболее полно – не только звуки сражений, но и песни, исполнявшиеся на фронтах; а также сочинения, написанные в тылу. 

В годы тяжелых ииспытаний музыка помогала людям выжить: шли концерты на передовых и в тылу, звучала музыка в блокдном Ленинграде...Всего с 1941 по 1945 год было написано свыше тысячи музыкальных произведений. 70 наиболее значимых стали основой выставки, это своего рода «музыкальный маршрут» Победы. Посетители узнают об истории создания сочинений и об их авторах, многие из которых сражались на фронте или поднимали боевой дух народа в тылу.

Организаторы выставки - Министерство культуры Российской Федерации, Российское военно-историческое общество и Всероссийское музейное объединение музыкальной культуры имени М.И. Глинки - предлагают посетителям совершить музыкальное путешествие из мирного времени на передовую и палубу военного корабля; в блиндаж и на привал после боя; в студию Радиокомитета, откуда велись музыкальные передачи на весь мир, и в концертный зал в блокадном Ленинграде; на сцену театра прифронтового города и в кинозал.

      В пространстве выставки звучат аудиозаписи, демонстрируются уникальные кадры видеохроники военных лет, в том числе фрагменты выступлений фронтовых бригад.

      Особый интерес вызывают представленные на выставке мемориальные вещи композитора Д.Д. Шостаковича, певицы К.И. Шульженко, дирижёра Н.С. Голованова и других известных музыкантов. Экспонируются концертные афиши военных лет и подлинные «фронтовые» музыкальные инструменты. Среди них - саратовская гармоника (мастер М.Д. Корелин), принадлежавшая С.О. Максакову - аккомпаниатору Л.А. Руслановой; гитара, принадлежавшая Л.О. Утёсову (мастер В.В. Климов, первая пол. ХХ в.) и гитара семиструнная (мастер И.Я. Краснощёков, 1834), принадлежавшая музыканту Н.Н. Кручинину, выступавшему на фронтах Великой Отечественной войны.

    Ощутить атмосферу времени помогает оригинальное художественное решение выставочного пространства: маскировочная сетка, лучи сторожевых прожекторов, летящие бомбардировщики, ящики для боеприпасов в качестве тематических витрин с уникальными экспонатами.

    В разделе, посвященном блокадному Ленинграду, посетители выставки могут услышать звуки войны с помощью уникального акустического звукоулавливателя «Слушай небо» – «прадедушки» современных радаров.

10 тематических разделов выставки («Вставай, страна огромная», «Разгромить, уничтожить врага», «Жди меня»; «Фронтовая эстрада», «Юмор на фронте», «Говорит Москва», «Слушай, Ленинград»; «Музыка тыла», «Музыка кино», «Праздник со слезами на глазах») объединяются в 3 крупных тематических блока.

     Гимном всего четырехлетнего испытания по праву считается «Священная война». Стихи к ней написал уже маститый к тому времени советский поэт В. Лебедев-Кумач, а музыку сочинил А.В. Александров. Времени на ноты не было – враг рвался к Москве. Пришлось взять мел, грифельную доску, чтобы певцы и музыканты уже оттуда переписали себе текст. На разучивание и репетицию времени оставалось всего сутки. С осени 1941 года песня стала ежедневно звучать по Всесоюзному радио – после традиционного боя курантов.

   По-новому в годы Великой Отечественной войны осознаётся роль радио и радиопередач. Вспомним, чем был для ленинградцев звук метронома в эфире: биением пульса жизни и человеческого сердца.

Число радиостанций, применявшихся во время боевых действий, было очень велико. Особенно широко применялось радио в наступательных операциях Советской Армии, когда все рода наших войск почти непрерывно двигались вперед.

         А в блокадном Ленинграде оркестр Радиокомитета молчал только в самую тяжелую для города зиму 1941 -1942 гг. Но уже 5 апреля 1942 г. состоялся первый концерт сезона. «Температура в зале была 7-8° ниже нуля. Но люди плакали от радости...» - вспоминал дирижёр К.И. Элиасберг.

    Центральный раздел выставки рассказывает также о творчестве композиторов в годы войны, о том, в каких условиях создавались произведения, которые вселяли силу и надежду в людей. С не меньшей активностью события войны отразились в циклических формах, особенно в симфонии.

Так, в осаждённом Ленинграде свой творческий подвиг совершает Д. Шостакович. Его Седьмая симфония, созданная в блокаде, стала памятником этого периода, таким же, как песня «Священная война» или стихотворение «Жди меня» К. Симонова.

Исполнение симфонии в Ленинграде 9 августа 1942 года вылилось в торжество силы духа советских людей. Партитура симфонии была доставлена на самолёте (композитор заканчивал сочинение в Куйбышеве, куда он был эвакуирован с семьёй), прорвавшемся сквозь кольцо блокады.

Свои страницы в летопись войны вписало и творчество С. Прокофьева (опера-эпопея «Война и мир»[i]), Н. Мясковского (22-ая и 23 симфонии, Концерт для виолончели с оркестром, поэма-кантата «Киров с нами»), А. Хачатуряна (Вторая симфония).

В числе участников фронтовых концертных бригад можно выделить таких солистов Большого театра, как М. Михайлов, И. Козловский, С. Лемешев, многих солистов Ленинградского театра оперы и балета имени Кирова… Среди исполнителей русских, лирических эстрадных песен и романсов - Л. Русланова, К. Шульженко, Г. Виноградов… Среди балетмейстеров, ставивших в самодеятельных и профессиональных военных ансамблях наиболее известны: Р.В.Захаров, внесший в свои постановки сочетание хореографических фрагментов с нетанцевальными, режиссерски решенными сценами, и П.П. Вирский, создавший обобщающий образ армии-освободительницы, многонациональной по составу. Особенно интересно творчество и деятельность эстрадно-джазовых оркестров (популярных в то время как исполнителей вальсов, танго и фокстрота): Я.Б. Скоморовского (в 1941-45 годах руководивший джаз-оркестром в составе Центрального ансамбля Военно-морского флота), В.Ф. Коралли, Н.Г. Минха (руководивший в годы войны Театром Балтийского Флота), А.Н. Цфасман (возглавлявший джаз-оркестр Всесоюзного радиокомитета).

Одна из главных «премьер» выставки – альбом-летопись музыкальной жизни Москвы в годы войны, которую вел главный дирижер Большого симфонического оркестра Всесоюзного радиокомитета Николай Семенович Голованов. Газетные статьи, приглашения на премьеры, программы концертов и рецензии-заметки отразили главные вехи музыкальной жизни столицы 1941-1945 годов.

      В заключительном разделе выставки можно увидеть кадры кинохроники, запечатлевшие музыкальные мгновения: от выступлений фронтовых бригад до триумфальной музыки парада Победы. Каждый из посетителей может войти в стилизованную студию звукозаписи и исполнить свою любимую песню  о войне. 

 

                                            Ирина Новичкова, кандидат искусствоведения,

                         старший научный сотрудник, ВМОМК имени М.И. Глинки 

                                           Фото Аллы Буловиновой

                                            

 

 

 

 

Яндекс.Метрика