В Музыкальном Театре им. Станиславского и Немировича-Данченко прошла с успехом премьера «Медеи». Оперу итальянского композитора Луиджи Керубини на московской сцене поставили впервые. Главную партию в опере исполнила оперная дива, обладательница сопрано Хибла Герзмава. «У меня есть возможность купаться в музыке этой оперы, настолько она красива, - сказала певица.- Что касается героини, то понять ее невероятно трудно. Убить своих детей из мести к мужу…непостижимо! Женщина-тигрица...
Партия Медеи – одна из труднейших в моей карьере. Перед спектаклем буду молиться». Впервые «Медея» прозвучала в 1797 году в парижском театре «Фрейдо». Автор либретто - Франсуа-Бенуа Оффман (по трагедиям Еврепида и Пьера Корнеля) На премьере партию Медеи пела Жюли-Анжелик Сио. В середине XX века «Медея» Керубини пережила второе рождение благодаря Марии Каллас. Теодоре Челли сказал о ней: « Каллас была Медеей. Она была невероятна. Великая певица и трагическая актриса выдающегося дарования, она заставила голос чародейки звучать зловеще и с бесподобной силой на низких нотах. Но сумела она найти и трогающие сердце интонации любящей Медеи». Роль в ее исполнении стала легендой оперной сцены, и с тех пор к исполнительницам заглавной партии предъявляются особые требования.
Хибла Гирзмава также искала в своей героине положительные черты, оправдывающие ее злодеяния. И ей это удалось, чувство жалости периодически возникает к брошенной женщине. Она отчаянно страдает и не понимает, что зло, причиненное другому человеку, никак не решает твои проблемы.
Герои и масштаб трагедии - из греческой мифологии, а вот действие перенесено в двадцатые – тридцатые годы прошлого века. Пляжные костюмы, купальщицы, словно из кинофильмов тех лет. Музыка, написанная композитором Луиджи Керубини в XVIII веке, балансирует на грани барокко и джаза. На сцене - огромные тетраподы. Такие берегозащитные сооружения художник Владимир Арефьев увидел их в Японии лет 15 назад. В России их можно увидеть в Новороссийске, Сочи, Батуми. И теперь, работая над спектаклем «Медея», решил: это идеальные декорации – защищающие и агрессивные одновременно.
Иосиф Бродский из Эврипида:
Никто никогда не знает, откуда приходит горе,
Но потому, что нас окружает море,
на горизонте гор заметней, чем голос в море.
Ближайшие показы «Медеи» в музыкальном театре им. Станиславского и Немировича-Данченко пройдут 21 июня и 29 июля 2015 года.
Фото Аллы Буловиновой